Во второй части поговорим о вопросах и проблемах, с которыми столкнулись взрослые
О том, как дистанционное обучение видят школьники, мы рассказывали ЗДЕСЬ. Поговорим, как последняя учебная четверть 2020 года далась родителям, выслушаем их основные претензии, узнаем, как они выкручивались из безвыходных ситуаций и получим готовые воспитательные рецепты.
ТЕХНИЧЕСКИЙ И РОДИТЕЛЬСКИЙ ВОПРОСЫ
Первым делом и дети, и их родители столкнулись с техническими сложностями: зависание всех онлайн-платформ, отсутствие интернета в селах, нехватка гаджетов. Некоторые жаловались, что не могли по две недели дождаться оценок. Спустя какое-то время систему удалось наладить, но тут же начали возникать другие сложности.
- Одновременно приходилось выполнять свою работу на удаленке, заниматься с ребенком и выполнять функции учителя, при этом мы делили компьютер - если у меня в 11 утра были онлайн-конференции, а у дочери занятия, я договаривалась о переносе своих вебинаров, - рассказывает председатель регионального отделения Российского движения школьников (РДШ) в Коми Ольга Медведева. - Минимум три часа в день приходилось помогать. Не каждый первоклассник может включить компьютер, что-то найти, войти в конференцию. Но в то же время я открыла для себя Zoom и могу использовать для своих планерок.
Еще одна частая причина для жалоб – разные подходы и разные платформы, к которым приходилось привыкать и маленьким, и взрослым.
- Некоторые учителя проводили конференции в Skype, другие в Zoom, кто-то давал отсылки на материалы в интернете – и получалась каша, - сокрушается москвичка Виктория Шмелева, мать пятерых детей. - Нужно было ориентироваться, какому учителю отправлять домашние задания в WhatsApp, кому в Электронный журнал, кому на электронную почту. В этом потоке не легко ориентироваться родителям, а как все уложить в голове 6-класснице? Приходилось высылать все самой, хотя постепенно и это вошло в привычку.
Не меньше сложностей возникало и из-за того, что многие семьи вынужденно оказались далеко от дома, ведь в период самоизоляции намного комфортнее на даче, нежели в городской квартире.
- Хотя мы с ребенком уехали в другую область, интернет почему-то не работал именно у учителей, которые находились в Москве, и родителям пришлось, например, отказаться от английского языка, - делится своими переживаниями мама второклассницы Анастасия. - Отказались и от Электронного дневника, который работал безобразно - учитель стал присылать задания на почту, но мы договорились выполнять только базовые уроки. Поделками и рисованием мы не могли заниматься физически — за городом закрыты все магазины. Книг, которые требовалось читать, с собой тоже не было, кроме «Гарри Поттера».
Подобные истории есть у каждого родителя, пережившего дистанционное обучение...
БЫТОВЫЕ МОМЕНТЫ
В бытовом плане возникало не меньше сложностей. По словам родителей, доходило до того, что дети начинали заниматься в девять утра, а заканчивали только к восьми вечера. Соответственно, о домашних делах в этих случаях не могло идти и речи. В других же случаях ситуация получалась прямо противоположная – дети слишком быстро выполняли все задания и начинали ссориться между собой и мешать другим. В результате некоторым родителям приходилось отправлять чад на дачи и контролировать все дистанционно. Из-за работы порой у взрослых даже не получалось общаться с ребенком.
- У меня, например, такая ситуация: муж в эти дни ходил на работу, и мне также приходилось пахать по 12-16 часов, не поднимая головы, а поскольку мы с ребенком уехали за город, то оказались заперты в одной комнате, - говорит Анастасия. - Получалось так, что дочь задает мне вопрос, а я в этот момент общаюсь по работе. И иногда ответить удавалось только через полчаса и в первые недели по факту мы делали уроки по 8-10 часов, плюс дочери приходилось маяться и ждать меня.
ПСИХОЛОГИЯ
Естественно, родителям приходилось сталкиваться со всевозможными вопросами из психологической плоскости. У кого-то дети сростались с гаджетами и вообще отказывались выходить на улицу. Или вот, например, что рассказывает председатель дагестанского регионального отделения РДШ Арсен Хайбулаев: «Поведение не изменилось, мы в Дагестане воспитываем детей очень строго и авторитет родителей неприрекаем. Но мне кажется, ребята немного распустились. Дистанционное обучение их расслабляет, им кажется, что учитель не контролирует, никто его не видит. Они сами говорят, что лучше пойдут в школу». И это на Кавказе, где в большинстве случаев в условиях самоизоляции ребенку не нужно искать способы отдохнуть от пространства маленькой квартиры.
Родители подчеркивают, что детям важно учиться с одноклассниками, даже если они видят их только на экране. Особенно это касается младших классов, которые реально ждут этих занятий, потому что соскучились. А вот с вопросом психологии страшеклассников, особенно выпускников, все совсем сложно.
- Младший сын — выпускник, очень организованный человек, они с одноклассниками даже разработали систему взаимного контроля, но это все равно очень сложно, - считает Анастасия Лебедева. - Он по 10 часов в день находится дома один и заставить себя все это время отдать учебе — титанический труд.
ФИНАНСЫ
Не менее важна и финансовая составляющая. Многие лишились работы или изрядной части зарплаты, при этом, судя по большинству отзывов, дистанционное обучение не дало шанса сэкономить. Наоборот.
- Сейчас расход получается выше. Во-первых, нам пришлось приобрести новый телефон, на всех техники не хватало, - перечисляет Виктория Шмелева. - Во-вторых, питание в школе бесплатное и карманные деньги не нужны - а дома они все время едят! Честно, все стали есть в два раза больше. На продукты приходится тратить процентов на 20-30 больше.
Хотя, например, у Арсена Хайбулаева обратный пример: «Если раньше я старшему сыну давал на карманные расходы по 200 рублей в день, теперь этого не требуется. Также экономия получается за счет того, что дети не ходят на дополнительные занятия – плавание и гимнастику».
А вот как быть с выпускниками — совсем не понятно. Родители тратили баснословные суммы на репетиторов и дорогостоящие курсы перед ЕГЭ, но теперь дополнительные занятия придется растягивать до момента экзамена или находить какие-то иные выходы, иначе часть знаний просто забудется.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Сами школьники рассказали, что их успеваемость выросла и они подтянули даже самые проблемные предметы. Но как это видят родители?
Арсен Хайбулаев: «Мне кажется, что за это время дети много упустили. У старшего сына, 9-классника, в школе были четверки, а тут – одни пятерки. Ему стало проще, но мне кажется, что он недополучает знания. Быстро сделал, отправил и занимается другими делами. А младшие, полагаю, очень много потеряли. Залез в интернет, нашел ответ, а если что-то не понял, приходится объяснять нам».
Ольга Медведева: «Думаю, за это время все только поддержали знания, которые были заложены. Речь о развитии не идет».
Виктория Шмелева: «Проработка материала требует включения родителей. Многое потом все равно приходилось разбирать устно. Можно сказать так: дохромали до конца года. А что останется в памяти, станет понятно только в следующем году».
Мы также проводили широкий анонимный опрос родителей на тему усвоения знаний и успеваемости. Так вот ни один из респондентов не сказал, что его ребенок действительно научился чему-то новому и многие переживают, что материал из четвертой четверти этого года придется изучать в первой четверти следующего...
ВЫВОДЫ
«Дети не способны выстраивать самостоятельно свою деятельность, им постоянно нужны «волшебные пендели» и взрослые всегда должны находиться рядом. А учитывая, что школьники сейчас стали более инфантильны, то для них же лучше, чтобы система была строже. Не все взрослые могут работать дистанционно, а что тогда требовать от детей?», - удивляется Виктория Шмелева.
Взрослые, пожалуй, и не требуют. В данной ситуации они сами пытаются как-то выживать и при этом оставаться чуткими и заботливыми родителями. Многие не скрывают, что за время самоизоляции они стали намного ближе к своим семьям, своим детям и поняли такие важные истины, о которых давным-давно позабыли.