Найти в Дзене
Газета "Моя Мадонна"

Таёжный тупик. В несуществующем селе живут люди

Фото: "Моя Мадонна"
Фото: "Моя Мадонна"

В отрогах Селемджинского хребта, на границе с Хабаровским краем, до которого всего с десяток километров, стоит село Мариинск. Основанное почти 120 лет назад, оно было названо каким-то старателем в честь жены. Раньше в Мариинске имелись своя школа, клуб, библиотека, отделение связи, магазины. Была и работа: на драгах, в пекарне, кузне, автогараже. Но сначала закрыли восьмилетку, потом начальную школу. И люди стали уезжать. В 2006 году в селе оставалось только три семьи. А два года назад областные депутаты своим решением юридически упразднили Мариинск как населенный пункт, заявив, что последние жители его покинули. Но оказалось - люди там живут! И мы поехали в это северное село.

Дорога на Мариинск. Фото: "Моя Мадонна"
Дорога на Мариинск. Фото: "Моя Мадонна"

Едва свернув с трассы Стойба - Экимчан, наш уазик затрясло на ухабах и рытвинах. Но даже экимчанский опытный водитель, не раз бывавший в Мариинске, пришел в недоумение, увидев, что на месте дороги вдруг образовалась небольшая речушка: было совершенно непонятно, как и куда ехать дальше. Поэтому четырнадцать километров до села стали настоящим испытанием и для водителя, и для машины.

Дом Валентина Микшуна. Фото: "Моя Мадонна"
Дом Валентина Микшуна. Фото: "Моя Мадонна"

Мариинск встретил нас не звенящей тишиной, а… лаем собак. Это Дик, Кучум и Шаман бесновались в своих вольерах. Лайки за несколько километров чуют приближение машины и оповещают своих хозяев о чужаках, будь то старатели, рыбаки или непрошеные гости. Хозяева - Галина Владимировна и Валентин Михайлович Мякшуны живут в селе всю свою жизнь. Он больше 30 лет отработал шофером, она - учитель начальных классов. Две их дочери живут в Благовещенске и Экимчане, а они сами решили коротать век в Мариинске. Когда в 1998 году после закрытия школы люди стали массово уезжать, Мякшунам, как и другим жителям села, предложили компенсацию на переезд. Но она оказалась такой крошечной (инфляция в те годы была сумасшедшей), что на покупку дома не хватило бы. Валентин Михайлович заявил: «Здесь я родился, здесь и умру».

Валентин Михайлович Микшун. Фото: "Моя Мадонна"
Валентин Михайлович Микшун. Фото: "Моя Мадонна"

Правда, сегодня ему приходится хозяйничать одному - Галина Владимировна уже которую неделю лежит в районной больнице. Но Валентину Михайловичу не привыкать. Семь лет назад его супругу парализовало, и хотя она потихоньку ходила сама, вся нагрузка по дому легла на плечи хозяина и младшей дочери Светланы. Приехав из Благовещенска в очередной отпуск к родителям, она осталась здесь на долгие семь лет, и только нынешней весной перебралась в Экимчан.

Валентин Михайлович, напоив нас чаем, пошел показывать свое небольшое хозяйство. Двухквартирный дом, одна часть которого переоборудована в гараж, банька, огород, «дэска» - так он называет маленькую дизельную установку, от которой заряжаются аккумуляторы для обеспечения связи. Благодаря этому в доме бывает электричество и можно смотреть телевизор.

Баня. Фото: "Моя Мадонна"
Баня. Фото: "Моя Мадонна"

- Включаю дэску каждый вечер, с шести до одиннадцати, тогда свет есть, - объясняет Валентин Михайлович. - В остальное время обходимся без электричества, поэтому холодильника нет. Зато есть телефон, но позвонить можно только от нас, и то не всегда, а к нам дозвониться не могут. Вот и все блага цивилизации.

- Где вы берете продукты, лекарства? - спрашиваем у хозяина.

- Когда не было своей машины, выезжали в райцентр на перекладных со старателями или рыбаками. Десять лет моя сестра привозила пенсию и продукты из Экимчана. Иногда дочь уедет за покупками в райцентр, а потом неделю у кого-нибудь живет - дожидается попутки к нам. А потом она устроилась на прииск, заработала денег и купила нам старенький «шиньон». Теперь на нем выезжаем и сразу закупаем все необходимое на месяц, - рассказывает Валентин Михайлович.

Семья Микшун. Фото: "Моя Мадонна"
Семья Микшун. Фото: "Моя Мадонна"

Зимой, после первого снега, хозяин на машине накатывает дорогу, чтобы можно было проехать, а с января, когда сугробы встают выше человеческого роста, открывается зимник через Мариинск в сторону хабаровских сел Удское и Чумикан. Тогда жилье Мякшунов для проезжающих водителей становится, как они сами говорят, «домом открытых дверей»: кому погреться, кому чайку попить или машину подремонтировать.

Так что зимой Мариинск становится оживленным местом. Впрочем, летом здесь тоже не безлюдно - приезжают охотники, рыбаки. На краю бывшего села стоит база артели «Дальняя». Не сказать, что рабочие дружат с местными жителями, хотя, если надо, помогут. Когда у Галины Владимировны случился инсульт, старатели дать машину не смогли, но вызвали «скорую» по спутниковой связи. Экимчанские медики всегда выезжают на такие вызовы, но добираются долго - как-никак до райцентра 75 километров.

А вот с водой в Мариинске проблема. Колодца нет, помпы тоже, поэтому приходится брать воду из горного ручья, который протекает рядом с домом Мякшунов. Но он полон только после дождей. Если стоит сушь, за водой ездят к другим ручьям за несколько километров. А зимой еще хуже - приходится топить снег. И все же живут Валентин Михайлович и Галина Владимировна намного лучше, чем их соседи.

Единственный источник света в доме у Павла Кобова. Фото: "Моя Мадонна"
Единственный источник света в доме у Павла Кобова. Фото: "Моя Мадонна"

Вторая семья в Мариинске - Павел Анатольевич Кобов и его гражданская жена Оксана - ютятся в ветхом доме, в котором постоянно царит полумрак. Единственным источником света служит керосинка, поэтому ни собственной связи, ни телевизора у них нет (чтобы позвонить, они ходят к соседям). В наш приезд Павла Анатольевича дома не было, он ушел охотиться в тайгу. Оксана на наш вопрос о переезде из Мариинска только вздохнула: «Мы бы переехали, а куда? На момент переселения в списках на предоставление жилья моего Павла не было, хотя он прописан в селе с 1994 года». Факт прописки в несуществующем ныне населенном пункте подтверждает штамп в паспорте Павла Анатольевича. Так и живут они - большей частью за счет рыбалки, охоты и того, что дает огород.

На этой печке Павел Кобов вынужден готовить пищу. Фото: "Моя Мадонна"
На этой печке Павел Кобов вынужден готовить пищу. Фото: "Моя Мадонна"

Вот такой парадокс. В официальных документах и на новых картах области Мариинска уже нет, а жители там есть. Их списали со счетов так же просто, как и приняли решение о закрытии села.

Нина РОМАНОВА,
Анна АЗАНОВА,
с. Мариинск,
Селемджинский р-н, Амурская область.

Дорогие друзья, мы всегда рады новым знакомствам. Если вам понравилась публикация, подписывайтесь на наш канал и заходите на наш сайт www.my-madonna.ru