Беспощадное милосердие
Пока пандемия Украину щадит. Число выявленных случаев заражения к началу мая - десять тысяч. Безусловно можно говорить о несовершенстве системы диагностики в стране, но есть и объективные показатели, которые неплохи - в больницах есть свободные койки и аппараты ИВЛ.
И, тем не менее, несмотря на то что по числу "жертв" Украина легко отделалась, испытание пандемией для страны является испытанием куда более серьёзным, чем для многих других государств. И тому есть ряд причин.
Восемь причин
1. В стране отсутствует жёсткая административная вертикаль. Украинские регионы и города и раньше не всегда были готовы брать под козырёк, получая указания из Киева, а в условиях эпидемии и вовсе искали самостоятельные ответы на встающие вызовы.
2. Не существует эффективной системы принуждения, а главное — привычки граждан к принуждению со стороны государства. Любые ограничения, выходящие за сложившиеся рамки, воспринимаются как покушение на личные права, на что украинцы традиционно реагируют на болезненно.
3. У национальной экономики слишком мал запас прочности. Экономический рост в 2016-18 годах так и не отыграл колоссального падения 2014-15-го. А в прошедшем году страна столкнулась со снижением промышленного производства и маркерами будущей стагнации. Украина, в отличие от ведущих западных стран, не имеет ресурсов и возможностей поддержать свой бизнес и граждан материально. Разовая доплата всем пенсионерам в 1000 гривен (менее 40 долларов США) и другие подобные шаги правительства выглядят скорее символическими.
4. Большая доля фактически самозанятого населения - это то, что не раз спасало страну. Но сегодня полулегальный и вовсе нелегальный малый бизнес тяжелее всех страдает от карантинных мер и не может рассчитывать даже на минимальную поддержку государства. Неформальный «социальный контракт», предложенный властью народу ещё во времена Леонида Кучмы (кормите себя сами, к нам не приставайте и многого от нас не ждите, а налогов, так и быть, можете не платить) перестаёт быть действенным механизмом.
5. В обществе все еще сохраняется высокий уровень патерналистских настроений, причудливо сочетающихся со скепсисом в отношении собственного государства. Подсознательная вера в то, что в настолько сложный момент власть всё-таки должна как-то всё устроить, порождает мощный социальный запрос, который не находит удовлетворения. И этот неудовлетворённый запрос вскоре станет мощным политическим фактором.
6. Система здравоохранения хотя и выдержала первый удар коронавируса, остаётся слабой. Она «зависла» между неоднозначными реформами бывшей и.о. министра Ульяны Супрун и полным отсутствием какого-либо реформирования. Истерическая по сути двукратная смена министра здравоохранения после начала пандемии не прояснила даже стратегических приоритетов в развитии медицинской отрасли. Скорее всего, понимание её неготовности к резкой вспышке эпидемии и вызвало несколько гипертрофированную реакцию властей на появление первых заболевших в стране.
7. Усиливает все описанные факторы нестабильности начавшийся политический кризис команды президента Владимира Зеленского. Громкие коррупционные скандалы вокруг ближайших соратников, вакансии на ключевых министерских постах, брожение в парламентской фракции «Слуги народа», странное назначение Михеила Саакашвили, сомнительные кадровые перемены в Генпрокуратуре, обозначившаяся мэрская фронда — всё это пока отступает на второй план по сравнению с эпидемией. Вот только призраки грядущего коллапса государственной власти всё отчётливее маячат где-то на горизонте.
8. Ну и наконец, внешнеполитическая обстановка. С началом пандемии она ничуть не упростилась. Кремль не смягчает своих позиций на переговорах по Донбассу, демонстративно обсуждает вопросы государственного уровня со своими союзниками из «Оппозиционной платформы — За жизнь» и бодро предлагает Украине помощь в борьбе с коронавирусом. А вот западные союзники Киева в значительной мере поглощены решением собственных проблем, порождённых пандемией, и вынужденно снизили активность на украинском направлении.
Между Сциллой и Харибдой
Украинцы устали бояться коронавируса (среди родных и близких большинства граждан пока так никто и не заболел — и это пополняет ряды «коронаскептиков»), у оставшихся без заработка людей заканчиваются их скудные «заначки», и ограничения вот-вот начнут вызывать заметные социальные последствия.
Власть вынуждена двигаться в сторону планового ослабления карантинных мер, при этом ей необходимо пройти между Сциллой национальной эпидемии и Харибдой социально-экономических потрясений. Карантин был продлён до 11 мая. Потом вступил в силу план выхода из него, разбитый на пять этапов. Вот только вряд ли население вытерпит последовательную реализацию этих этапов.
В последние дни апреля две с половиной сотни фермеров перекрыли одну из основных дорог Херсонской области, требуя возобновить работу рынков, на которых они продавали свою продукцию. Протесты против закрытия рынков прошли в Мелитополе Запорожской области и ещё в нескольких городах. В городе Каменском на Днепропетровщине продавцы сломали ворота двух закрытых городских рынков и начали торговлю. Говорят, полицейским, приехавшим наводить порядок, пришлось ретироваться после стычек с возмущёнными торговцами.
В итоге Кабинет министров вынужден был разрешить местным властям возобновлять работу рынков с 1 мая. Торговлю обусловили соблюдением мер безопасности и пообещали вновь закрывать рынки за малейшие нарушения, однако, как говорится, «процесс пошёл». В Черкассах заодно с рынками открыли «объекты торговли и сферы услуг», что уже вызвало публичный скандал между мэром города и несколькими руководителями из Киева, включая главу МВД Арсена Авакова. В Днепре также досрочно смягчили карантин для мелких предпринимателей.
И вот уже премьер-министр Денис Шмыгаль заявляет, что второй, третий и даже четвёртый этапы выхода из карантина могут начаться одновременно. Не приведёт ли это к новой вспышке заболеваемости, и не будет ли смягчение ограничений перемежаться новыми локдаунами, прогнозировать пока сложно.
Политические последствия эпидемии
О том, что на рынке труда резко вырастет доля работ, выполняемых дистанционно, наверное, писать не стоит. Как и о массовом освобождении офисных помещений, падения спроса на их аренду. Могут остаться без большинства арендаторов и торговые центры (хотя подобные объекты в украинских городах продолжают строиться даже во время карантина). Крупный ритейл (кроме продовольственного) останется в онлайн. И пр., пр.
На самом деле, куда интереснее могут оказаться политические последствия. Президент Зеленский находится в завершающей стадии полуторагодового электорального «медового месяца», ставшего характерным для всех последних руководителей Украины. Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Пётр Порошенко — очень разные политики, существенно различались и обстоятельства их прихода к власти. Тем не менее, популярность каждого из них начинала стремительно падать примерно через год после избрания, а примерно через полтора года уровень поддержки оказывался ниже антирейтинга.акие доплаты должны получить медики во время эпидемии коронавируса.
Похоже, нынешнему главе государства тоже не избежать подобной участи. Всё более очевидной становится непоследовательность и недостаточная компетентность его команды (если в данном случае вообще уместно говорить о команде). Едва ли не ежедневно всплывают новые факты конфликта интересов или просто некорректных действий ближайших соратников Зеленского. Наиболее яркие и самостоятельные фигуры отправляются в отставку (как, например, бывший Генеральный прокурор Руслан Рябошапка или руководитель таможни Максим Нефёдов). Различные группы избирателей, ожидавшие от президента каждый своего, постепенно разочаровываются, не видя реализации собственных чаяний.
Повышается вероятность досрочной смены власти в Украине в ближайший год-полтора. Чтобы избежать смещения с должности в результате массовых протестов, президенту придётся искать компромиссы с ранее побеждёнными им самим финансово-политическими элитами, что только ускорит и усилит разочарование избирателей и, в свою очередь, поставит страну на грань внеочередных выборов.
Кто вместо Зеленского?
Альтернативой «Зе-команде» сегодня выступают «старые» политические силы, которым украинцы уже отказали в доверии в прошлом году: от прозападного Петра Порошенко до пророссийских деятелей, группирующихся вокруг Виктора Медведчука. Москва явно рассчитывает на успех своих украинских союзников и намерена оказывать им всяческую помощь. А вот готов ли Запад (в частности, Евросоюз) вновь поддержать Порошенко? Или же европейцы попытаются сделать ставку на гипотетические новые силы? Если да, то какие и откуда они возьмутся?
Наиболее вероятный источник новых политиков — президентская партия «Слуга народа», в которой уже начинают кристаллизоваться антагонистичные по сути и политическим ориентирам группы.
Перспективные молодые лидеры есть и в партии Святослава Вакарчука «Голос» — при том, что сама партия «потерялась» в актуальной повестке и имеет все шансы вскоре покинуть высшую лигу украинской политики.
Хорошим кадровым резервом для будущих политических сил может стать первое правительство Зеленского, которое возглавлял Алексей Гончарук. Кстати, большинство фигур второго плана из Кабмина Гончарука (заместители министров, начальники департаментов и т.д.) до сих пор остаются на своих должностях, но имеют все шансы в ходе ползучей реставрации прежних управленцев оказаться за бортом правительственного корабля.
Три вопроса будущей Украины
Можно предполагать, что основу политической дискуссии в Украине в ближайшие месяцы составят три основных вопроса
1. Вопрос благосостояния простых людей, а стало быть, и принципы управления экономикой. На Западе коронавирус делает более актуальной «левую» повестку и ответственность государства за судьбы всех своих граждан. И вот из этого европейского тренда Украина как раз может выпасть — ведь здесь ни разу ещё толком не опробовали на практике рецепты правых либералов.
2. Вопрос о приоритетности прав граждан и свобод. Этот вопрос был временно снят после смещения Януковича, но сегодня, прикрываясь карантином, правоохранителям даны беспрецедентные в истории страны полномочия. Пока это не слишком пугает — провинциальные торговцы ещё в состоянии выгнать со своего рынка полицию. Но это только пока.
3. Медицинская реформа, приоритеты и акценты которой теперь могут быть расставлены совершенно по-новому. Хотя, если масштаб эпидемии не достигнет критического уровня и существующая система здравоохранения с ней справится, то кардинальные изменения могут быть в очередной раз отложены на потом.
Украинский парадокс
Украинское общество традиционно мечтает о радикальных переменах и им сопротивляется. Само общественное устройство после больших встрясок стремится принять привычную форму. Так, скорее всего, случится и на этот раз. Украинский парадокс останется в силе. И, все же, будут изменения, которые произойдут, и они могут оказаться едва ли не самыми значительными за все годы независимости.
Все публикации по Украине здесь