В книге Джима Колинза "Построенные навечно" вводится термин BHAG — Big Hairy Audacious Goal, который переводится как большая волосатая амбициозная цель (БИХАГ).
Эта смелая цель в долгосрочной перспективе, которая непременно ведет к успеху. Уолт Дисней как-то сказал: «Если вы можете мечтать об этом, вы можете сделать это». БИХАГи и есть нечто похожее на реальные мечты.
Вместо краткосрочных и среднесрочных целей, которые обычно используют компании, БИХАГи являются только стратегическими целями и направлены в будущее. Не каждая цель может стать БИХАГом, она должна быть достаточно амбициозной, чтобы пройти отбор.
К сожалению, у некоторых компаний встречается проблема мелких целей. То есть компании ставят цели настолько мелкие, что в достижимости их практически никто не сомневается или и того хуже - цели подгоняются под текущую ситуацию. Самое плохое, что такие цели становятся стратегическими и становится совершенно ясно, что они не ведут ни к какому развитию.
Проблема мелких целей в том, что они не цели, а этапы или шаги для достижения крупных целей, но озвучить которых компаниям не хватает духа. А если компания не развивается, то она стагнирует, а стагнация - медленная (или не очень) смерть. Отсутствие амбициозных целей может косвенно свидетельствовать о начале стагнации компании.
Секрет целей БИХАГ кроется в том, чтобы ее достичь нужно сделать что-то такое, что заставит расти всю компанию, включая сотрудников, т.к. всем придется покинуть свою зону комфорта. Полететь на Марс- не вопрос! Конечно, многие сочтут Вас сумасшедшими или чудаком, но знайте - с этими людьми Вам явно не по пути. Нужны будут те люди, которые скажут: "Марс оккупирован Маском, полетели на Венеру - там теплее".
Что важно помнить при работе с БИХАГами:
- БИХАГи могут представлять собой как стратегическую цель компании, так и личностную цель всей жизни.
- БИХАГи могут сосуществовать друг с другом, скрещиваться и эволюционировать.
- Иногда, чтобы перейти на новый уровень жизни, карьеры или развития необходимо создавать новые и пересматривать старые БИХАГи.
- БИХАГи являются долгосрочными стратегическими целями, часто это видение на 5-10 лет вперед. Главное - чтобы каждый шаг приближал Вас к данной цели.
- БИХАГ должна быть сделана по SMART/FAST, а напоминание о ее существовании должно происходить постоянно, например, можно разместить картинку с изображением цели на заставке смартфона или плакатах в офисе.