На чем ездили русские цари и их министры
Так уж сложилось, что отечественный автопром не может похвастаться большим разнообразием моделей представительского класса. Если не считать недавно выпущенного правительственного лимузина Aurus, можно вспомнить лишь пару моделей лимузинов Зил, «Чайку», да знаменитый сталинский ЗИС-110, построенный, впрочем, на основе американского Packard Super Eight.
Первые же российские разработки в сегменте автомобилей класса люкс появились ещё в начале XX века, и, несмотря на небольшие серии, имели некоторый международный успех, успешно конкурируя с Mercedes и Rolls Royce. Это были машины бренда «Руссо-Балт», и выпускались они на «Русско-Балтийском заводе» в Риге с 1909 по 1917 год.
Всего выпускалось три модели, общим количеством около 600 штук, однако, следует отметить, что за тот же период Opel да и Mercedes выпустили меньшее количество средств передвижения. Бюджетной версией «Руссо-Балта» была модель К 12/20, которых было сделано 141 штука.
Стоимость экипажа составляла 5500 рублей, что было немного больше чем у зарубежных аналогов, но эту сумму будущему владельцу (все автомобили строились индивидуально) предлагался ряд дополнительных опций. В частности, будущий владелец мог выбрать тип кузова своей машины из шести вариантов, включая весьма экзотические.
Из технических инноваций К 12/20 мог похвастать единым блоком цилиндров (тогда это было в диковинку), специально разработанной рессорной подвеской, обеспечивающий повышенную плавность хода и оригинальной системой охлаждения. Обладателями такого чуда техники были, к примеру, великий князь Константин Романов, премьер-министр России Сергей Витте, князь Борис Голицын и знаменитый промышленник Эдуард Нобель.
Однако, подлинный шик и роскошь несла в себе другая модель «Руссо-Балта» — С-24. Этот шестиместный автомобиль также изготовлялся сообразно желаниям заказчика, но обязательно имел дорогостоящую отделку кузова и салона, а также был средоточием передовых технологий того времени, в частности, в деталях двигателя и колёс широко применялся алюминий, впервые в мире использовалась трёхрессорная подвеска и система подачи топлива под давлением выхлопных газов.
Следует отметить, что «Руссо-Балты» строились целиком из отечественных комплектующих, производимых непосредственно на заводе. Стоил С-24 — 7500 рублей и был настоящим символом богатства и процветания.
Миллионер Андрей Путилов стал одним из первых обладателей такой машины, а в гараже императора Николая было два таких «Руссо-Балта», используемых для торжественных выездов монаршего семейства.
Последние С-24 были построены в 1917 году по старым чертежам и перешли в пользование вождям молодой революции Владимиру Ленину, Льву Троцкому и Михаилу Калинину.