В период своего становления, искусство в Месопотамии, в первую очередь, выполняло религиозно-магическую функцию, а отнюдь не эстетическую. (О периодизации истории культуры, и особенностях религии Междуречья, вы можете прочитать в предыдущей статье). Именно поэтому, начиная с культуры государств Шуме́р и Акка́д, появляются, а позже закрепляются основные виды, жанры и формы культового искусства, и в первую очередь – архитектуры.
Из-за отсутствия в достаточном количестве леса и камня, в качестве строительного материала шумеры активно использовали глину. Они научились изготавливать кирпич–сырец, который не обжигался на огне, а высушивался на солнце. Из него строились и жилые дома, и дворцы царей, а главное – храмы.
Изначально храмы были местом, служащим для хранения зерна – доли урожая от каждой семьи, которая предназначалась для «трапезы» бога и была «стратегическим» запасом на случай «голодного» года или другого бедствия.
Глиняные строения были подвержены частым разрушениям: их размывали почвенные воды, разливы рек, дожди, а, кроме того, они часто оседали под собственной тяжестью. Для того чтобы храмы служили дольше, их стали ставить на высокие утрамбованные площадки, а чтобы бог всегда пребывал с народом, непосредственно над «зернохранилищем» возводили маленький домик – жилище бога. Так родился основной тип храмовой архитектуры Месопотамии – зиккура́т – ступенчатое сооружение, состоящее из нескольких сужающихся к верху платформ, соединенных лестничными маршами и па́ндусами.
До нашего времени частично уцелел зиккурат в городе У́ре, посвященный богу На́нне, относящийся ко времени расцвета шумерского царства (3 тыс. до н.э.). Его сохранившаяся нижняя платформа поражает своими размерами – 65 на 43 м, высотой около 20 м. Согласно многочисленным реконструкциям, общая высота этого зиккурата изначально могла достигать 60 м.
В храмах Двуречья, впервые в истории человечества, начали применяться своды и арки, как важные архитектурные конструктивные элементы. В качестве декора использовались ниши, выступы, рельефы и глазурованная керамическая плитка разных цветов.
Цвет (свой для каждой из платформ) имел не только эстетическое, но и символическое значение. Распределение цветов было от тёмных внизу до самых светлых и «сияющих» наверху. Чаще всего они располагались следующим образом: чёрный (битум) – подземное царство мёртвых, красный (обожжённый кирпич) – земная жизнь, белый – царство небесных богов. Если зиккурат состоял из бо́льшего количества платформ, то могли ещё использоваться голубой, жёлто-оранжевый и золотой цвета. Возможно, что символически зиккураты связывались со «священной горой», соединяющей землю и небо, или священной Осью Мироздания. Традиция строительства зиккуратов продолжалась вплоть до завоевания Междуречья Александром Великим (Македонским).
Скульптура, как вид искусства, тоже появилась ещё в Шумере, и была храмовой по своему предназначению - ей отводилась особая, важная роль. Распространенным видом скульптуры были изображения адора́нтов - «молящихся». Их ставили в храмах, чтобы они постоянно приносили богам молитвы от имени своих хозяев. На спинах некоторых таких статуэток сохранились нацарапанные имена их владельцев (от чьего имени произносилась молитва).
Изображения адорантов подчинялись кано́нам: их руки были сложены в молитвенной позе, уши выглядели непропорционально большими (чтобы лучше слышать слова бога), особенно выделялись на лицах огромные глаза, которые часто инкрустировались полудрагоценными цветными камнями. На губах адорантов, играла робкая, смущенная улыбка, придающая особую трогательность этим образам.
Очень редко, но всё же встречаются скульптурные портреты. Те, что дошли до нас, оставили нам облик древних правителей. Эти портреты выполнены в реалистичной манере и передают индивидуальные черты моделей. Например, портреты правителя шумерского города Лага́ш – Гуде́а или аккадского царя Сарго́на Древнего.
Популярным видом пластики в Междуречье были рельефы, украшающие стены храмов, дворцов и других архитектурных построек. В период Шумера и Аккада на них изображались бытовые сцены или сцены с храмовыми и дворцовыми церемониями. Фигуры располагались ровными рядами, величина изображаемых зависела от их социального положения (фигура царя всегда была больше остальных).
Нередко в рельефах встречаются изображения фантастических персонажей и гибридных существ: орел с головой льва – Анзу́нд (или Имдугу́д), человек с головой, ногами и хвостом быка (возможно Энкиду из «Эпоса о Гильгамеше») и др.
Рельефы украшали и монументальную скульптуру Междуречья - стелы правителей – каменные плиты с юридическими и дидактическими текстами. Таковы стелы Нарам-Си́на, Эаннату́ма (стела Коршунов), Гудеа и др. Позже, в период старовавилонского царства во время правления выдающегося царя Хаммура́пи, будет создана стела с изображением этого правителя и бога Шама́ша. Ценность этого произведения искусства заключается не только в его художественной составляющей, а в том, что на ней было записано первое в истории человечества законодательство – так называемый «Кодекс Хаммурапи».
В Шумере появился особый вид декоративно-прикладного искусства – гли́птика - искусство резьбы по камню. Глиптика, в основном, использовалась для изготовления цилиндрических храмовых и царских печатей. Оттиск с такого цилиндра представлял какую-либо ритуальную, а чаще мифологическую сцену с множеством персонажей. Печати имели практическое и магическое значение. Их хранили как личные амулеты-обереги, иногда дарили храмам.
Открытия, связанные с древней культурой Междуречья, будоражат воображение. Большой интерес представляют найденные в 20 годах XX века под руководством английского археолога Леонарда Ву́лли «царские гробницы» в У́ре, возведенные в 3 тыс. до н.э. Всего было найдено около 8 тыс. захоронений, 16 из которых были особенно «роскошны». Самая известная и загадочная гробница предположительно принадлежит царице Шуба́д. В этом погребении, кроме тела самой Шубад, были обнаружены останки 64 человек – вся свита царицы – служанки, воины, музыканты, возницы и даже кони.
«Царские гробницы» содержали и настоящие сокровища – изделия декоративно-прикладного искусства, с использованием драгоценных камней и металлов. Ко всемирно известным шедеврам декоративно-прикладного искусства относятся навершия арф из гробницы Шубад, выполненных из золота и лазурита в виде голов быков, а также, так называемый, штандарт - переносная конструкция из двух деревянных щитов, состыкованных наподобие двускатной крыши. На этих щитах в технике мозаики перламутром и лазуритом были изображены сцены войн и мирной жизни древних шумеров.
В 19 веке до н.э. происходит экономический и культурный подъем города Вавилон, который постепенно подчиняет всю территорию Месопотамии, в том числе государства Шумер и Аккад.
Как развивалось искусство Междуречья, в последующие эпохи, читайте в моих следующих статьях.
О культуре Древней Меспоптамии вы можете почитать и другие статьи автора:
Древняя Месопотамия колыбель цивилизации?
Искусство Ассирии и Вавилона
Зороастризм
Искусство Персии времён Ахеменидов
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.