Найти в Дзене

Доставка еды и продуктов. Легкий бизнес или сплошь головная боль?

Какие подводные камни могут быть в доставке?
Какие подводные камни могут быть в доставке?

Прежде, чем приступить к рассказу, для доверия читателя расскажу, откуда я черпал информацию. Нет, сам я такой бизнес не открывал. Когда то работал курьером, когда доставка только зарождалась. Но данный материал разработан на другой основе. В Красноярске у меня есть друг (имя интересное - Ростислав), который пережил карантин. Держит он свою студию продвижения в сети, на рынке довольно давно, спектр услуг довольно широкий. И, благодаря этому у него есть опыт развития различных бизнесов с разных этапов до успешного финала, учитывая все подводные камни. Для меня он все равно, что кладезь информации, и благодаря этому можно заглянуть в различные ниши довольно глубоко. Выводили они на рынок и несколько доставок еды еще до карантина, в том числе одну подняли прям с этапа идеи до готового бизнеса. Тема доставки сейчас приобрела особую популярность, поэтому решил начать с нее. Далее будет пересказ его слов, но уже моими словами и с моими комментариями. Поехали!

Во время карантина множество оффлайн бизнесов потеряли возможность работать. И все как один, кто занимался торговлей, решили уйти в доставку. А что? Продукция есть, завернуть это дело в красивый сайт и готово, получай заказы! Или все же все не так просто? И вообще, чего стоит ждать тем, кто желает открыть свою доставку? Сколько можно заработать и потерять? Давайте поговорим об этом подробнее.

Сейчас я обращаюсь к тем, кто до сих пор развивал бизнес только в оффлайне, и теперь решил перейти в онлайн, или подключить инструменты онлайна. Красивый сайт - это всего лишь красивый сайт. Он может стать источником заказов, но изначально это просто красивый сайт. Да, вы за него заплатили. Да, в некоторых случаях он необходим. Но на этом все, это не кнопка "бабло", не стоит сразу ждать денег, это чуть ли не самый первый шаг, за которыми следует еще множество шагов. Более того, никакая доставка не сможет содержать весь персонал оффлайн ресторана и при этом приносить прибыль хозяину. Сокращения штата неизбежны. Человек на заказы, поварята, курьер и все, остальные по мере роста бизнеса.

А теперь непосредственно перейдем к доставке. Сначала расскажу о наболевшем, о свежем опыте с клиентами-мечтателями. Итак, настал день, когда карантин нагнул рестораторов (впрочем, как и всю сферу HoReCa) со всей пролетарской ненавистью. Они обязаны были прекратить свою работу. Да, кто то пытался рискнуть и продолжил работать как обычно, что неизбежно заканчивалось большими штрафами. Остальные же, рано или поздно, приходили к мысли об открытии своей доставки. Зачем? К этому вопросу мы вернемся. А пока расскажу их логику. В основном она такова. "Ну, ресторан у меня есть, жил же я как то до карантина, сейчас вложу денег в сайт (если повезет, еще про рекламу думают) и все, пошли заказы, здравствуй прежние доходы". Ну как бы не так)) Сделать красивую упаковку не просто, но это не самое главное. Самое главное - внутренняя история, которую клиент никогда не увидит. И мы возвращаемся к вопросу, а зачем делать свою доставку? Есть же агрегаторы, Яндекс Еда, Delivery Club и т.д. Так вот, если у вас не сетевой ресторан/кафе/магазины продуктов, то настоятельно рекомендую рассмотреть вариант присоединения к агрегаторам. Да, у них внушительная комиссия. Но, поверьте, без опыта вы больше потеряете уже на этапе открытия, и комиссия агрегатора покажется вам манной небесной. И тут мы плавно переходим к тому, что ждет открывшего собственную доставку.

Пример оригинальной рекламы службы доставки
Пример оригинальной рекламы службы доставки

Для начала необходимо понимать две вещи:

1. Необходима идея, концепт, тот изюм, который сможет выделить вас из общей массы служб доставки еды. Например, служба доставки еды, упомянутая выше в картинке, имеет такую концепцию. Это не суши и пицца (я не говорю, что это плохо), это доставка культовых блюд различных национальных кухонь мира. Броско и оригинально. У них в принципе все было сделано оригинально, включая рекламу. Но речь не о них, а о подходе.

2. Лучше сразу сделать все хорошо и правильно, чтобы избежать кучи проблем в дальнейшем. Пытайтесь автоматизировать все движения и исключить ошибки еще на старте. Обойдется не дешево? Определенно. Но ошибки обойдутся еще дороже.

А теперь поехали по программе. Допустим, у вас есть только идея, и больше ничего. Открывать свою кухню, обустраивать ее и потом создавать службу доставки - дорогое удовольствие. Присмотритесь к недорогим столовым в своем городе. Обычно производство пищи там налажено, а вот с загруженностью персонала и доходами проблема. Используйте их как базу для старта. Пусть готовят по вашим ТУ из ваших продуктов и упаковывают в ваши контейнеры. Это поможет избежать головной боли по кухне. Но это не значит, что кухня не потребует вложений. Скорее всего в таких столовых все настроено по советскому принципу, автоматизацией даже не пахло. В вашем случае она необходима. Она необходима для любой доставки (отличие доставки готовых продуктов от приготовленных блюд только в том, что у них все кухня будет заменена просто фасовкой). Для чего? Давайте порассуждаем, что будет, если этого нет.

Допустим, вы вложили деньги в сайт и рекламную кампанию (допустим, хорошую кампанию). Но решили сэкономить. Все не автоматизировано. Заказы с сайта просто падают в почту. И есть у вас девочка на прием и обработку этих заказов. Была ли эта девочка на месте, когда заказ пришел? Или она вышла подышать, или поговорить по телефону со своим парнем? И сколько заказов пришло за это время? Обработает ли она их все или пропустит? Или вообще не заметит или заметит через несколько часов? И это только один этап, а ведь от него зависит, как долго клиент будет ждать заказа, и дождется ли вообще. Была бы автоматизация, все это можно было бы отследить, или вовсе поставить на автомат. Но будем считать, что девочка была на месте, ее ничто не отвлекло, она сразу обработала заявку. Допустим, заказ был оставлен не в предоплату, а в оплату курьеру. Прозвонила ли эта девочка клиента для подтверждения заказа? Ну а что, может там ребенок решил побаловаться. Значит в холостую будут использованы продукты, упаковка, чековая лента, бензин и связь, не говоря уже о трудозатратах и их оплате. И пострадаете от этого вы. Но будем считать, что девочка ответственная, прозвонила клиента, подтвердила заказ и отправила его (допустим, так же по почте, или через вайбер) поварам. Сразу ли те начнут его готовить? Увидели они его вообще или нет? В общем на этом этапе будут те же вопросы. Далее фасовка, то же самое. И на каждом этапе терять деньги будут не сотрудники, а вы. Но, допустим, вы как то смогли с этим всем разобраться. Какой нибудь "Кулибин" "сколхозил" вам систему контроля или наблюдения, не суть. Дальше не обойтись без автоматизации. Потому как курьер, который повезет заказ, без автоматизации легко сможет на вас заработать дополнительно. Например, между пунктом выдачи заказа и домом клиента 2 километра. Сразу курьер поедет самым коротким маршрутом до клиента, или сначала скатается в другой конец города, забрал жену и увез ее через весь город на дачу, потом вошел в программу Яндекс.Такси, взял по пути с дачи заявку, завершил ее успешно и только потом приехал к клиенту с блюдом, которое, возможно уже остыло? В этом случае вы не только потеряли деньги, ведь катался курьер за ваш счет. В этом случае, что гораздо важнее, вы потеряли клиента. Прождав блюдо 2-3 часа он больше никогда не закажет у вас доставку. А значит вы не только потеряли фактические деньги из за затрат, но и в перспективе потеряли гораздо больше. И это лишь поверхностные ошибки, которые совершает большинство тех, кто не сталкивался с этой темой.

Как же этого избежать? Как уже говорилось ранее, необходимо продумать автоматизацию на старте. И не нужно ничего изобретать, до вас уже все придумали. Есть множество систем автоматизации кухни и доставки (r-keeper, iiko, fastoperator, frontpad, да их куча). У каждой из этих систем есть свои требования как по оборудованию, так и по количеству подключаемых модулей вплоть до движка сайта. Соответственно необходимо сделать выбор еще до того, как приступить к созданию сайта. Опять же, если он вам нужен. Есть множество примеров мелких служб доставки, работающих только в социальных сетях. Какой подход верный, нужен сайт или обойтись сетями? Не скупитесь на услуги маркетолога. И я сейчас не о тех "выпускников" БМ и прочего из разряда "сделаю сайт и рекламой за 5 рублей и один день", а о настоящих обученных профессионалах, которые погрузятся в вашу тему, проведут маркетинговую аналитику и скажут, нужен вам сайт, или достаточно сетей. Хотя, если у вас интересная идея и большие амбиции, в любом случае сайт не повредит. Но вернемся к автоматизации. Итак, у вас есть 2 варианта. Или мониторить все самому, удивляясь стоимости программного обеспечения (и это не последнее удивление, уверяю), или найти студию, которая сделает вам все под ключ. Такие есть, как узкозаточенные, так и универсалы. Услуги их обойдутся не дешево, особенно взаимная интеграция систем и последующее обучение работе. Но это стоит того, потому как иначе будет столько головной боли, что вы еще до открытия передумаете начинать работу.

Как сделать так, чтобы все были довольны?
Как сделать так, чтобы все были довольны?

Так как же в итоге сделать, чтобы все были довольны, и сотрудники, и клиенты, и вы? Почвы для размышлений более чем достаточно. И каждому самостоятельно принимать решение, отдавать все на настройку под ключ на сторону и платить за это, или самому с азов осваивать все тонкости и платить каждому контрагенту в отдельности. Но если вернуться к вопросу в заглавии статьи, ответ очевиден - все не так просто. Но стоит ли? Быть или не быть? Может быть за этими проблемами скрываются золотые горы? Я обещал Росту не озвучивать кампании, но цифры покажу. И, как мне объяснили, если все отлажено, то вместе с затратами пропорционально вырастает и прибыль. Итак, вот несколько реальных цифр:

Компания 1. Ежемесячные расходы на рекламу - 40-70 тысяч рублей. Себестоимость клиента в среднем - 210 рублей. Средний чек 2200. Средний заработок с клиента чистыми - 1000. Средняя чистая прибыль - от 190 тысяч ежемесячно.

Компания 2. Премиум сегмент. Ежемесячные расходы на рекламу - 20-30 тысяч рублей. Себестоимость клиента в среднем - 180 рублей. Средний чек 5000. Средний заработок с клиента чистыми - 3000. Средняя чистая прибыль - от 330 тысяч ежемесячно.

И это Красноярск. Увеличивается сумма на рекламу - увеличивается количество клиентов. Если, конечно, все работает как часы. Поэтому они сидят на полном сопровождении у моего друга. Но речь не о том, что он молодец. Речь о том, можно ли на доставке заработать? Да, определенно можно. Много ли? Считайте сами, как по мне, суммы не маленькие. Но нужно понимать, что отдавать деньги нужно будет ежемесячно, чтобы иметь головной боли по минимуму. Готовы к этому? Тогда милости просим, эта ниша для вас. И, благодаря этой статье, вы сможете избежать множества ошибок и сохранить деньги и нервы. Всегда пожалуйста, обращайтесь))

Ну что, интересно? Продолжаем? Какую нишу хотелось бы рассмотреть следующей? Пишите в комментариях. Если у меня или у кого из друзей товарищей опыт в ней был, будет такой же детальный рассказ) Не забываем ставить лайки и подписываться) Дальше будет еще больше полезной информации о методах заработка и подводных камнях некоторых из них