Итоги за 5 месяцев у нас печальные, а перспективы удачно выкарабкаться из всей этой истории с коронавирусом пока не просматриваются.
Портал открытых данных Правительства Москвы опубликовал цифры по регистрации смертей в г.Москва по апрелю – 11846 актов регистрации смерти . В то время как в 2013-2019гг. средний показатель по апрелю составлял лишь 10058 регистраций смерти.
В итоге избыточная смертность 1788 случаев. Мало сомнений, что всё дело в полноценном пришествии ковида в столицу. Однако пару замечаний всё-таки стоит сделать.
1) По официальным оценкам в апреле от ковида в столице скончалось 642 человека. По сути, речь идёт о подтвержденно-инифициированных пациентах. В статистику не попадут те жертвы, которые не прошли тест или тест дал ложноотрицательный результат.
2) Далеко не все эти избыточные смерти вызваны коварным вирусом. Резко возросшая нагрузка на систему здравоохранения привела к тому, что отложены многие плановые пациенты с другими серьезными заболеваниями. Кому-то не успели оказать помощь, на кого-то попросту в больнице не хватило сил.
Пример – недавно скончавшийся известный писатель Константин Крылов (Харитонов), который с инсультом попал в лучшую столичную реанимацию, где его успешно вытащили с того света, но затем под угрозой ковида он был переведён в подмосковную больницу, видимо, не столь мастеровитую. Там его настигли 2-й и 3-й инсульт.
Помимо тяжелой нагрузки на столичные больницы, свой вклад даёт и риск заразиться там, прибыв с другим заболеванием. По опыту Италии и других европейских стран мы знаем, что сами госпитали стали значимым источником новых заражений. Врачи – не ангелы, они и сами болеют (а значит – разносят вирус), и допускают небрежности.
И все-таки, вернемся к общемировым итогам. Пять месяцев развития эпидемии в планетарном масштабе – это большой срок. Все ведущие страны, все медицинские научные сообщества обратились к поиску панацеи. Но, увы...
Эффективного лекарства против ковида не найдено. Основной метод лечения – уповать на иммунитет пациента, поддерживая его усилиями врачей на этом свете.
Перспективы вакцины, то есть того, что вызовет у нас предварительный иммунитет, крайне туманные. А это означает, что переболеть придётся буквально всем. Точнее встретиться с вирусом. Хотя, по текущим моделям-оценкам для создания т.н. коллективного (стадного) иммунитета достаточно антител у 65% процентов населения.
Следующий аспект – ковид оказался очень длительным заболеванием в средней и тяжелой форме. Уже известны случаи, когда симптомы пневмонии терзают пациента в течение полутора месяцев. И ещё одна неприятность – пневмония может развиваться даже на фоне хорошего самочувствия пациента.
Коварство ковида выявилось еще и в том, что он наносит удар сразу в нескольких направлениях, не только по лёгким. У кого-то может начать тромбоз. У кого-то удар вируса по нервной системе попросту срывает крышу вплоть до суицида (о суицидальных мыслях говорят многие заболевшие ковидом). Наконец, сердечная недостаточность, обострение диабета и многое другое.
Пару слов об эффективности карантина. Как выяснилось за 5 месяцев, карантинные меры эффективны только в том смысле, что «размазывают» статистику заболеваемости по месяцам. И вместо пиковой нагрузки на систему здравоохранения мы имеем сглаженный график. Опыт Беларуси и Швеции показал, что мягкий режим мер даёт сходный результат, что и жёсткий локдаун. В целом понятно, карантин не решает ключевой проблемы – широкой прогулки вируса по населению страны.
В то же время, есть кейс Тайваня, где жёсткими полицейскими мерами ковид попросту не пустили на остров. Однако это случай острова и азиатской дисциплины. В Европе аналог – Исландия, где вирус пустили, однако за счет мощной кампании тестирования сумели взять развитие эпидемии под полный контроль. К сожалению, в крупных континентальных странах такой фокус не проходит.
Время показало, что в России не стоит уповать на северную сопротивляемость ковиду и прививку БЦЖ. По официальной статистике мы уже вторые в мире по числу заболевших. Опыт апрельской Москвы показывает, что ковид страшен не тем что убивает свою жертву, а тем, что возникает шлейф побочных смертей. И это всегда следует держать на уме!