ПАРИЖСКИЙ ТРАНСПОРТ
Знакомство с Парижем у меня и началось, разумеется, с аэропорта.
Конечно, окажись я один, как-то разобрался бы, куда идти и как добраться до города. Однако в незнакомом городе, в незнакомой языковой среде всё же удобнее перемещаться в сопровождении спутника – это тот нечастый случай, когда охотно и безропотно отдаёшься поводырю.
Тут-то я и узнал, что основной транспортной пуповиной, которая связывает аэропорт с собственно городом, является линия сети, именуемой RER (произносится как «эрер»).
В предыдущем разделе своих записок я обратил внимание читателей на московские аэроэкспрессы – современные поезда, настолько облегчившие путь пассажирам. Так вот, некоторую параллель можно провести между ними с RER, хотя параллель эта всё же весьма условна.
К вопросу о дороговизне жизни в Париже мне придётся возвращаться неоднократно. Но впервые я столкнулся с этим именно здесь, у входа в «эрер» (стану оперировать этим русифицированным термином, чтобы не переключать постоянно языковой регистр). Огромных габаритов абсолютно тёмной кожи кассир сообщил стоимость поездки и проинформировал о снижении тарифов при покупке сразу билета и на обратную дорогу. Про скидки я не очень уловил, но базовая стоимость впечатлила. Более десяти евро за поездку – т.е. почти тысяча рублей.
Так вот, «эрер»… По сути, это пригородный поезд, следующий, в нашем случае, от аэропорта в город, и сопряжённый на промежуточных платформах с пригородными электричками других направлений. На подъезде к Парижу он ныряет под землю, и теперь становится сопряжённым с линиями метро. Причём, билет на «эрер» действителен и в метро, если переход осуществлён в течение какого-то времени (90 минут, если мне склероз не изменяет).
Хотя выход на платформу осуществляется через турникет, схожий с московским, что на линии, что на выходе действует контроль, так что билеты в Париже следует непременно сохранять до конца поездки – что в «эрер», что в метро.
Входы на станции метро и «эрер» в черте города совпадают далеко не всегда, и обозначены соответствующе – не перепутаешь.
Теперь – о метро.
К слову, вагоны обеих транспортных сетей одинаковы – я, во всяком случае, особых различий не заметил. Среди особенностей парижских вагонов относительно московских можно назвать такие. В вагоне здесь имеются стеллажи для ручной клади. Правда, приезжих предупреждают, что за вещичками следует присматривать повнимательнее – воровство, как ни говори, не имеет национального окраса, и процветает, вопреки распространённому мнению, не только у нас на Родине. Сиденья расположены как-то очень разнокалиберно: какие-то вдоль вагона, какие-то поперёк; а кроме того, возле дверей имеются откидные сидушки – наподобие как в отечественных новых автобусах. Двери автоматически не открываются – если желаешь войти или выйти, нужно нажать кнопку.
Вообще, надо сказать, человека, привыкшего к великолепию московского метрополитена, его парижский собрат здорово разочарует. Что оформлением, что удобством, что всё той же стоимостью.
Начну по порядку. В Париже нет единого стандарта обозначения входа в метро. Здесь нет специальных павильонов над входом, даже навесов нет; я не видел входов в «подземку» из каких-то зданий… Все входы – исключительно из подземных переходов, и все узенькие. Вывески над соответствующими спусками – самые разнокалиберные. Мы идём по Москве и ещё издалека сияет рубиновая буква «М». В Париже мы можем пройти мимо лесенки в метрополитен, и не заметить этого. Вывески, как я уже писал, тут нескольких видов, и такие неброские, что и внимания на неё не обратишь. Световое обозначение имеется далеко и далеко не над каждым входом, и при этом если та же буква «М» светится, то жёлтым светом, так что в вечернее время она напрочь сливается с рекламными огнями и светом фонарей.
Но вот спустились мы в «подземку». Билетных касс с тётеньками в форменной одёже тут нет – оплачивайте поездку только через автоматы. Стоимость одной поездки – более двух евро, т.е. под двести рублей; но тоже есть скидки, зависящие от числа оплаченных поездок. Разобраться – что с оплатой проезда, что с тем, как воспользоваться билетом, чтобы пройти турникет – с непривычки получается не сразу… Однако со временем освоились – невелика премудрость.
И вот оказываешься уже на территории «подземки». Тут разобраться тоже для приезжего получится не сразу. Все проходы-переходы тут узенькие, почему-то изобилуют поворотами, подъёмами-спусками… И очень слабо информативны. Как и в Москве, каждая линия имеет свой номер и цвет, что, бесспорно, помогает как-то ориентироваться. И всё же…
Когда я разговаривал со своей обаятельной парижской знакомой Элизабет Сьекка-Козловски, она заметно удивилась, когда я высказался по поводу того, что в метро непросто ориентироваться. Что тут скажешь?.. Для неё данная транспортная сеть привычна… К слову, количество линий метро в Париже примерно совпадает с московским – их тут 16.
Итак, что, на мой взгляд, в парижском метро хуже нашего.
Оно довольно тусклое, слабо, на мой взгляд, освещено. Перроны узкие, и, хотя на каждой станции имеются скамеечки или персональные пластиковые сиденьица, находиться тут как-то некомфортно. Мне понравилась услышанная по этому поводу фраза: мол, в отличие от Москвы, в Париже свидание в метро назначать не хочется. Действительно, неуютно там.
Расположение путей на станциях – по центру, перроны, соответственно, на противоположных друг от друга сторонах. Ну, в Москве такое тоже есть, хотя и редко – например, на Филёвской ветке. Но вот что странно. В Париже переходы с одной платформы на другую устроены как-то запутанно, не сразу и сориентируешься, куда идти, чтобы попасть на платформу напротив – приходится повторяться: проходы узкие, сразу куда-то поворачивающие, вывески-указатели неброские…
И к тому же стены станций и особенно переходов выстланы кафельной плиткой, как кто-то выразился, «туалетного» вида. Грубо сказано, но, в общем-то, точно подмечено.
Что мне в метро понравилось.
Прежде всего, в вагонах здесь не так шумно. Можно свободно разговаривать, не повышая голос. Говорят, что тут для ходовой части используются какие-то особые технологии; наверное, так оно и есть.
Здесь очень короткие перегоны между станциями, соответственно, весь центр города буквально нашпигован станциями – не запутаться бы только, на какую попасть. Судите сами, друзья мои: станций в парижском метро более трёхсот, в то время как в Москве – более двухсот, и это при том, что площадь и народонаселение этих городов просто несопоставимы!
Довелось мне побывать на станции Луи Пастера. Здесь выставлены стенды-витрины, в которых помещены снимки и комментарии о жизни этого великого учёного, а также по истории вакцинации.
…Что ещё сказать о транспорте?.. Троллейбусов в Париже я не видел, наверное, и нет их там. Автобусы ходят, и такси, но я их услугами не пользовался. Ну а водном транспорте расскажу немного в разделе, где речь пойдёт о водной артерии Парижа, реке Сене.