Знаменитые танки Т-34 и "Тигр" представляются монстрами, которые наводят страх и ужас, сминая всё на своём пути, выкашивая пулемётами пехоту и громя из пушки укрепления. Однако, в игре World of Tanks эти машины весьма серые и невзрачные. В этой статье рассказывается, как же так получилось.
Начнём с Т-34. История создания этого танка - это отдельная большая история. Это танк новой концепции, имевший (в теории) всё самое лучшее - лучшую мобильность, вооружение и броню. Кроме того, он был пригоден для массового производства. СССР начал разработку в 1939 году на базе более легкого А-32 и к началу войны в 1941 года Т-34 уже имелись в войсках и испытывались. Первые столкновения показали высокую эффективность Т-34. Немецкая противотанковая пушка калибра 50мм часто не могла поразить его броню - снаряды отскакивали. Снаряды 37мм пушки вообще были бесполезны. В то же время 76мм пушка танка Т-34 уверенно поражала немецкие танки, а также укрытия пехоты и могла применяться как артиллерия. Широкие гусеницы советского танка хорошо подходили для любой поверхности, кроме асфальта. А в зимних боях за Москву советские танки получили ещё больше преимуществ, перемещаясь вне дорог и неожиданно атакуя с флангов немецкие танки, растянувшиеся на дорогах.
Имелись у танка и минусы. Это "сырой" дизельный двигатель высокой мощности, имевший низкий ресурс и склонная к поломкам коробка передач. Позже ресурс мотора увеличили до приемлемого уровня, но многие проблемы трансмиссии никогда не были исправлены. В начале войны много Т-34 было потеряно именно из-за поломок. Кроме того, у танков была слабая рация (а то и вовсе её не было). Командир не имел нормальных приборов для наблюдения за полем боя и отвлекался на перезарядку пушки. Всё это снижало реальную эффективность танка в бою, делая его близоруким и "немым".
Т-34 показал высокую эффективность и универсальность. Он подходил и для фланговых ударов и для сражений с танками и для лобового штурма укреплений. В связи с этим, многие другие разработки были свернуты в пользу массового выпуска Т-34. Например, легкие танки Т-50 которые имели более низкие боевые характеристики но стоимость производства которых приближалась к Т-34.
Танкам Т-34 потребовалась серьёзная модернизация после встречи с новым немецким тяжелым танком PzKpfW-VI Tiger во время Курской битвы. Что это за танк? Если верить советскому кинематографу, то Тигры массово применялись немцами уже с 22 июня 1941, однако это не так. Разработка танка велась с 30-х годов, однако концепция его была совершенно не похожа на знакомый нам облик Тигра. 88мм пушка Тигра - одно из лучших противотанковых орудий Второй Мировой - появилось в проекте танка после успехов аналогичного зенитного орудия в борьбе с советскими танками. Толстая броня также не сразу появилась в проекте, а после опыта борьбы с тяжелыми советскими танками КВ. Тигр обрёл свой вид к 1942 году и тогда же был испытан на фронте. А массово танки Тигр были использованы в Курской битве 1943 года.
Хотя у Тигра не было наклонной брони, эта броня была толстой и не только спереди но и с бортов. Из-за этого было мало смысла пытаться обойти танк сбоку для выстрела. У Тигров была приемлемая проходимость. Пушка до конца войны не имела проблем с пробитием брони любого танка, обладала высокой точностью и хорошей скорострельностью. Проблемой Тигров была только низкая транспортабельность из-за тяжести и широкого корпуса. Также, количество выпускаемых машин не дотягивало до потребностей войск. Тем не менее, грозные Тигры это не клише, а реальность. У него было мало равных соперников.
А что же в игре WoT? Следует сразу сказать, что игра далека от реальности как Марио от сантехника. Основной характеристикой здесь является ХП танка. Очки жизней, как у персонажей в Warcraft например. Эти очки - абстрактная величина, которая зависит только от уровня танка (тоже абстракция) и класса машины (притянутая за уши характеристика). Одно это уже делает сравнение с реальностью мало перспективным. Далее, этому хп противопоставляется урон снаряда. Тут уже кое-как можно проследить закономерность от калибра пушки. Но не всегда. У многих танков урон подкручен для "баланса". Эффективность пушки зависит от круга сведения, который имеет радиус начального круга, радиус конечного круга (меткость пушки в игре), время сведения, время от остановки танка до начала сведения, разброс снарядов круге и прочие характеристики, которыми можно манипулировать туда-сюда для повышения и понижения эффективности танка в бою. Кроме этих абстракций, с реальностью трудно сравнивать из-за того, что большинство машин в игре имеют "топовые" орудия, башни и двигатели. Большинство этих топовых модулей были опытными, проектными или даже вымышленными (существовавшими только в виде эскизных набросков). Ну и стоит отметить наличие радиуса обзора танка, радиус обзора по чужой засветке и маскировку танка. Эти параметры сугубо игровые и почти не связаны с реальными характеристиками танков. Например, танк Тигр открывал огонь с расстояния 2 километра, но в игре перестрелки ведутся начиная с 300 метров, а лучше если со 100 метров. В игровых боях часто применяются приёмы типа "качелей", напряженное использование мыши приводит к появлению мозолей на руке. Чтобы избежать этого, используйте специальные коврики типа этого.
Ну и наконец - а против кого сражаются знакомые нам танки? Кроме своих близнецов во вражеской команде (новый зеркальный баланс), этим танкам приходится иметь дело с разной экзотикой типа японских тяжелых танков-линкоров, британских черепах, различных полу-вымышленных машин и танков послевоенного выпуска.
Вот и ответ на вопрос: игра почти не имеет общего с реальностью. танки здесь - это декорации (очень красивые, но всё же декорации), а не реалистичная симуляция реальных машин. Вот и Т-34 с Тигром это только образы в придуманной игровой механике.