Сегодня мы начинаем путешествие по Петербургу вместе с его основателем — Петром Первым. Точнее, с его скульптурными изображениями.
"ПРАДЕДУ — ПРАВНУК"
Еще при жизни Петра скульптор Бартоломео Карло Растрелли получил заказ подготовить проект конной статуи Царя. Петром было задумано увековечить память о победе русских над шведами: Северную войну он считал главным делом своей жизни, а победу в ней — венцом грандиозного преобразования России. Ее модель была отлита из свинца осенью 1717 года.
По смерти Петра о работе Растрелли забыли. Вспомнила о ней в 1743 году Елизавета. Окончание работы поручили уже 69-летнему Растрелли. В 1744 году модель из цветного воска была полностью закончена. Но увидеть ее воплощен-ной в бронзе скульптору не до-велось, он скончался.
Через три года отливку конной статуи довершил его сын Бартоломео Франческо Растрелли. Однако Елизавета умерла, и к работе Растрелли опять потеряли интерес, памятник был убран в амбар Литейного двора на Васильевском острове.
О забытой статуе вспомнил Павел I, и монумент был установлен перед Михайловским замком. Петр изображен в одежде римского цезаря: на голове — лавровый венок, в правой руке — жезл маршала, на плечах — роскошная мантия с двуглавыми орлами. На поясе — тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, а на ногах — римские сандалии.
По обеим сторонам четырехгранного постамента бронзовые барельефы: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангу-те». Надпись на постаменте: «Прадеду — правнукъ. 1800».
Татьяна ВИКТОРОВА
"ПЕТРУ ПЕРВОМУ — ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ"
В сквере на Сенатской площади расположен самый известный памятник Петру — «Медный всадник». Название это закрепилось за скульптурой благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина, хотя скульптура выполнена из бронзы. Автор — Этьен Морис Фальконе.
Открытие было приурочено к столетию вступления Петра на престол, 7 августа 1782 года. В честь этого события Екатерина II издала манифест о прощении всех приговоренных к смертной казни и телесному наказанию, прекращении всех уголовных дел, продолжавшихся более 10 лет.
Моделями для скульптуры коня стали орловские рысаки из конюшни царицы. Скульптору позировал полковник Петр Мелиссино, известный своим удивительным сходством с Петром. Кавалерист взлетал на помост и ставил коня на дыбы. Фальконе набрасывал схваченное движение.
Голову «Медного всадника» вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Змею под ногами коня, ставшую символом побед Петра над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна, выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Фальконе установил памятник на постаменте в виде волны, выточенной из естественного куска скалы — «Гром-камня», найденного около деревни Лахта.
В январе 1770 года увидеть своими глазами передвижения «Гром-камня» прибыла в Лахту Екатерина. В честь про-исходящего была отчеканена медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Надписи на памятнике подтверждают это: «Petro Primo Catharina Secunda MDCCLXXXII» и «Петру Перъво-му Екатерина Вторая Лета 1782».
Полина КОРЧАГИНА
В КРОНШТАДТЕ
При императоре Николае I 27 июня 1841 года, в день 132 годовщины победы в Полтавском сражении, в Кронштадте был открыт памятник Петру. Скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. Отливал памятник Петр Карлович Клодт.
Памятник установили в центре Арсенального плаца. Петр смотрит в сторону моря и крепости Кроншлот, с которой началась история Кронштадта.
На лицевой стороне подножия надпись: «Петру Первому; основателю Кронштадта; 1841-го года» и слова самого Петра: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело. Из указа Государя 1720 г. Мая 10 д.».
Жанна ХАТЕЕВА
В ПЕТЕРГОФЕ
В 1884 году при Александре III в Нижнем парке установлен еще один памятник. Взор императора обращен к Финскому заливу. На нем мундир Преображенского полка, ботфорты, лента и звезда ордена Андрея Первозванного, на голове треуголка, у левого бока — ножны с палашом, в левой руке подзорная труба. Правой рукой царь опирается на трость, а в левой держит подзорную трубу. Скульптор — Марк Антокольский.
При оккупации Петергофа фашисты похитили оригинал статуи, считающийся поныне пропавшим. В 1957 году на заводе «Монументскульптура» была выполнена копия по авторской модели.
Василий СМИРНОВ
НА АДМИРАЛТЕЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
Памятник называется «Царь-плотник». Автор — Леопольд Бернштам. Молодой Петр занят строительством лодки.
Чертежи памятника были приобретены на Парижской выставке Николаем II. Монумент, отлитый из бронзы, от-крыли в июне 1910 года. В 1911 г. во Франции сделали такую же статую, и Россия подарила ее городу Заандаму, где царь про-ходил обучение кораблестроительству.
В 1919 году статую разобрали и переплавили. Но уменьшенную копию «Царя-плотника» хранили в Летнем саду до 1934 года. Потом в ней увидели «лживый идеализм», «мещанство» и даже «сюсюкающий патриотизм». В конце концов, и этот дубликат пошел на переделку.
На постаменте «Царя-плотника» надпись: «Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу Королевством Нидерланды. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Оранским».
Евгения МОСЕСОВА
ДРУГОЙ ПЕТР
В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
Перед зданием бывшей гауптвахты установлена скульптура Петра, сидящего на троне. При создании памятника авто-ром была использована восковая маска царя, выполненная Растрелли. На боковой стороне постамента закреплена медная табличка с надписью: «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от Русского Художника Михаила Шемякина. 1991 г. Отлита в Америке».
У ГОСТИНИЦЫ "ПРИБАЛТИЙСКАЯ"
25 сентября 2006 года бронзовый Петр работы Зураба Церетели стал градостроительной доминантой морского фасада Санкт-Петербурга. Вглядываясь в сторону Финского залива, император первым встречает гостей, прибывающих в город водным путем.
ПЕТР I В АЭРОПОРТУ "ПУЛКОВО"
Скульптор Михаил Дронов представил Петра Первого в образе современного пассажира аэропорта. Император, созданный из глины, тянет за собой чемодан на колесиках.
Мария МАМИНОВА
Культурный Петербург №9 (96) 2019