Найти тему
Культурный Петербург

Тайная жизнь мостов

Оглавление
ФОТО: CMZT.NAROD.R
ФОТО: CMZT.NAROD.R

Удивительным образом в Северной Венеции, фактически городе‑музее на воде до недавних пор не существовало музея, посвященного ее коренным обитателям — мостам.

На  запрос, сколько мостов в  Санкт-Петербурге, поисковая система «Яндекс», недолго думая, выдаст ответ: «342» — почти столько же, сколько дней в году.

Пешеходные и  автомобильные, старинные каменные, висячие ажурные; замысловатые либо прозаически простые, миниатюрные или  страдающие гигантоманией, подобно артериям, они насквозь пронизывают город. Оберегаемые сфинксами и  львами, мосты определяют жизнь огромного мегаполиса, ведя по  ночам свою тайную разводную жизнь

СУДЬБЫ…

Как и у людей, их судьбы складываются по-разному. Навсегда остаться проектом, моделью, выполненной с  ювелирной дотошностью или, как  прима-дива, восхищать всех своим изяществом где-нибудь в центре города, иногда демонстрируя плавающим по  рекам и  кана-лам дотошным туристам свое каменно-металлическое исподнее.

Особенности строения, повадки и  нрав мостов давно находятся под  пристальным вниманием человека и  являются объектом для  изучения. Материалы копятся, и вот уже сотрудникам Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации их  попросту некуда разместить. Формировавшаяся два с  лишним века целая коллекция, отображающая историю и  развитие всех отраслей транспорта, включая строительство искусственных сооружений — мостов, нуждалась в  переезде на  другую территорию. Идея создания нового музея витала в воздухе. Вопрос о  размещении собрания решался более тридцати лет.

ЭКСПОЗИЦИЯ И МУЗЕЙ

Ей суждено было реализоваться только в  2019  году, когда в здание по адресу Мучной переулок, 2, которое некогда принадлежало купцу В. П. Липину и  являлось торговым домом, постепенно начинают перемещаться артефакты, хранящиеся до  этого в  фондах Музея железнодорожного транспорта.

26 сентября состоялось официальное открытие музея. Уникальное собрание моделей деревянных, каменных, металлических мостов, строившихся с начала XIX до XXI в. (при-чем не  только петербургских), а  также дополняющие и  раскрывающие их историю произведения живописи и  графики XIX — начала XX в. (портретная галерея руководителей ведомства путей сообщения за  весь период его существования, акварели самых выдающихся мостов России, созданные в  честь 25-летия царствования императора Александра II, акварели с  чертежами мостов Средне-Сибирской железной дороги, побывавшие на  Всемирной выставке в  Париже в 1900 г.), наконец обрели свой постоянный дом.

Пока что  музейная экспозиция заняла четыре зала, каждый из  которых отведен отдельной теме: железнодорожные мосты, Санкт-Петербург, отечественная школа мостостроения, шоссейные мосты. На балконе второго этажа также можно увидеть модели западноевропейских мостов.

ОСОБО ЦЕННЫЕ…

Ценность экспонатов неоспорима. Они имеют историческое, научное, учебно-техническое, мемориальное и  культурное значение. Многие модели являются редкими образцами прикладного искусства XIX  века. Так, например, действующая модель Николаевского (Благовещенского) моста с  разводными пролета-ми создавалась на протяжении двенадцати лет, что  в  полтора раза дольше, чем  постройка самого сооружения. Помимо раритетов прошлого создателей музея интересуют новейшие достижения в  области мостостроения, за  которыми, как известно будущее. Поэтому модель одного из самых длинных мостов России, Большого Обуховского вантового моста занимает видное место в глав-ном холле.

Полина ГОЛОЩАПОВА

Культурный Петербург №9 (96) 2019