Основатель компании по подбору и онлайн-бронированию обучения за рубежом Booking Study Анастасия Титова не могла поверить глазам. В официальной базе данных Роспатента товарный знак ее организации оказался зарегистрирован на имя человека, который не имел к ее компании никакого отношения. «Кто-то перехватил наш товарный знак и, судя по всему, намеревался использовать уже раскрученный бренд Booking Study. Мой бизнес, который я и моя команда создавали несколько лет, оказался под угрозой», — вспоминает Анастасия Титова.
Защита интеллектуальных прав перестала быть прерогативой крупных технологических компаний. В Интернете, где современный бизнес представлен крайне широко, цена нарушения прав на товарный знак стала чрезвычайно низка: достаточно потратить пару тысяч рублей и 15 минут времени на клонирование сайта и таким образом монетизировать уже раскрученный бренд. Как не попасть в аналогичную ситуацию? Достаточно следовать четырем советам от Онлайн Патента:
1. Проверьте свои бренды, чтобы исключить совпадение с уже существующим товарным знаком и не поставить свой бизнес под удар правообладателя — как стало с владельцем хостела Hostel Bolshoi. Суд признан отельера виновным в незаконном использовании товарного знака Большого театра и постановил выплатить театру 5 млн. рублей. Сейчас хостел работает под другим товарным знаком.
2. Подумайте, какие логотипы, бренды и слоганы вы наиболее часто используете при продвижении вашего бизнеса — начиная непосредственно с его названия и заканчивая удачными названиями конкретных продуктов и услуг. Зарегистрируйте их в качестве товарных знаков. Можно сразу онлайн - https://onlinepatent.ru/r/ok/ptm/promotrademark/
3. Отслеживайте активность конкурирующих компаний. Нередка ситуация, когда конкуренты пытаются воспользоваться вашей популярностью и зарегистрировать что-то похожее на ваши бренды, или перехватить товарный знак. Самое неприятное — когда они намерены получить права на объект интеллектуальный собственности, который вы сами не зарегистрировали своевременно. В любом случае, чем раньше вы об этом узнаете, тем лучше, поскольку бороться с таким видом конкуренции проще на ранних стадиях, пока вами не получена досудебная претензия. Мониторить активность конкурентов поможет бесплатный онлайн-поиск. Для этого следует пройти по ссылке https://onlinepatent.ru/r/ok/tm/trademarks, нажать кнопку «Расширенный поиск» и использовать его дополнительные возможности.
4. Выявляйте и регистрируйте новые элементы позиционирования, создаваемые вашей компанией. Постоянная работа по защите собственного бренда для бизнеса — как систематические тренировки в спортзале для человека: они сделают вашу компанию сильнее и подготовят ее к развитию по новым направлениям бизнеса.
Кейс с попыткой перехвата товарного знака BookingStudy показывает важность защиты ТЗ на старте бизнеса, поскольку возвращение товарного знака – процесс долгий, трудный и дорогой. «С позиции опыта моего проекта я рекомендую предпринимателям защищать товарные знаки превентивно. Это сэкономит большое количество ресурсов и позволит не подвергать риску интересы своего бизнеса», — заключает Анастасия Титова из BookingStudy.