Из редакционной почты
Каждую годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне со всех страниц нас убеждают: государство всё делает для того, чтобы оставшиеся в живых ветераны ни в чем не нуждались, жили в благоустроенных квартирах, получали достойную пенсию, медицинское обслуживание, почет и уважение.
Последние годы стало модным упоминать о другой категории фронтовиков, несправедливо забытых, вычеркнутых из списков Победителей. Это обитатели домов-интернатов для инвалидов и престарелых, куда с конца сороковых годов прошлого столетия свезли с улиц городов, поселков и сёл никому не нужных безруких, безногих, слепых участников войны, просящих милостыню, жалобно играющих на гармошке на базарах и вокзалах.
Масштабы этой категории ветеранов действительно поражают.
Как свидетельствуют данные правоохранительных органов СССР, во втором полугодии 1951 года в городах задержано 107 766 нищих, в 1952 году — 156 817 человек, а в 1953 году — 182 342 человека. Среди задержанных инвалиды войны и труда составляли 70 процентов.
По мнению советской власти, подобное явление позорит страну-победительницу, поэтому было решено искоренить нищенство, определив попрошаек в дома инвалидов и престарелых, убежать из которых они не смогли бы, для этого учреждения преобразовывались в дома закрытого типа с особым режимом.
В 1950 году по указу Верховного совета Карело-Финской ССР такое учреждение образовали и на острове Валааме, в бывших монастырских зданиях разместили дом инвалидов войны и труда. Они попали сюда по разным причинам. Кто-то добивался этого сам, не захотел быть обузой для родственников, от других отказались близкие люди, третьи не смогли приспособиться к мирным условиям жизни.
Те, кто в состоянии трудиться — работали, а, получив заработную плату или фронтовую пенсию, пропивали ее в одночасье, заливая алкоголем одиночество и тоску.
Так вот, уже много лет подряд в прессе "валаамских ветеранов" поминают часто для того, чтобы попрекнуть Советскую власть, которая, дескать, жестоко обошлась с ветеранами-инвалидами, собрав их с улиц.
Я все время хочу спросить этих критиков: какую альтернативу они предложили бы? Дать инвалидам возможность скончаться в канавах, подвалах, лесах? Но нет, злая Советская власть перевела их на гособеспечение, инвалиды прожили еще много лет.
Но никто не ответит. У критиков инструкция такая, обвинить Советскую власть в жестокости к инвалидам войны. Инструкций о том, что отвечать на вопрос "А как можно было иначе?" им никто не дал.
Александр Исаев, читатель