Фильм «Психо» и психоанализ, сегодня хочу сделать небольшой обзор на эту тему.
Фрейдистская модель психики
Дом, в котором живет Норман, устроен по принципу модели психики Фрейда. Второй этаж, где живет мать - это Супер-Эго Нормана, ведь именно там хранятся родительские наставления, нормы, запреты. Первый этаж - Эго героя, там он ведет себя как обычный нормальный сын, человек. А подвал в доме - это Ид героя, хранилище инстинктов и низменных желаний. Вспомните сцену, в которой Норман утаскивает мать(не совсем) со второго этажа в подвал.
Эдипов комплекс
Фильм во всю использует Эдипов комплекс, согласно которому, мальчик имеет влечение к матери. По мнению Фрейда, эта проблема разрешается при формировании Супер-Эго, которое подавляет влечение.
Треугольник "Норман-мать-жертва" рассматривается под несколькими углами.
- Преступления совершает Супер-Эго героя, т.к. он в образе матери преследует и наказывает жертв за влечение.
- Их совершает Ид Нормана, потому что мать символически устраняет конкурентку.
Тут нет противоречия, Супер-Эго и Ид имеют глубинную связь
Структура повествования
Хичкок выстраивает структуру повествования таким образом, что мы идентифицируем себя с обычным парнем Норманом. Но в итоге понимаем, что он не такой. Хичкок впервые в кино стирает водораздел между Эго и Ид. Зритель проделывает путь в бездну бессознательного животного.
Заключение
Сегодня этот трюк не кажется таким уж ошеломляющим, потому что уже сотни режиссеров позаимствовали его в своих картинах. Но в то время, это было прорывом.