На стене миланского женского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие находится произведение искусства, которое многие считают одним из величайших художественных шедевров всех времен. Но его создатель, Леонардо да Винчи не был в восторге, когда герцог Милан Людовико Сфорца заказал ему это произведение в 1494 году.
"Леонардо не хотел писать "Тайную вечерю", - говорит Росс Кинг, автор книги "Леонардо и Тайная вечеря"."Вместо этого он хотел сделать гигантский бронзовый конный монумент — грандиозную работу, которая, несомненно, сделала бы его знаменитым. Но начало войны в 1494 году не позволило ему сделать своего бронзового коня, поэтому в качестве компенсации ему было дано задание расписать стену в зале, где группа монахов каждый день ужинала. Он никогда не рисовал в таком большом масштабе. Неудивительно, что, имея небольшой опыт в столь сложной задаче, он горько жаловался на заказ, в котором, вполне возможно, он мог потерпеть неудачу. К счастью, история обернулась иначе".
Результатом колебаний да Винчи стала фреска, на которой изображена последняя трапеза Иисуса Христа со своими апостолами, за день до его распятия. Сцена основана на описании в Евангелии от Иоанна 13:21, и да Винчи намеревался передать реакцию учеников Иисуса в тот момент, когда они узнали, что один из них предаст его.
Кинг, который также написал несколько других книг по итальянскому, французскому и канадскому искусству и истории, в том числе "Купол Брунеллески" и "Микеланджело и Потолок Папы Римского", говорит, что "Тайная вечеря" да Винчи особенно важна по целому ряду причин, возможно, прежде всего потому, что она возвысила художника до статуса знаменитости.
"Ее завершение знаменует собой момент, когда Леонардо, в свои 40 лет, наконец-то создал то, что он назвал "произведением славы", - говорит Кинг. Удивительно, что до "Тайной вечери" Леонардо добился очень малого. Если бы он умер, скажем, в 1492 году, когда ему было 40, он стал бы чуть больше, чем сноской в истории искусства, как человек, который показал большие надежды, но так и не осуществил свою главную миссию. Но с "Тайной Вечерей", он выступил потрясающе. Без создания "Тайной Вечери" он, вероятно, никогда бы не получил свои более поздние заказы, включая "Мону Лизу". Таким образом, работа имела решающее значение не только для истории искусства, но и для его собственной карьеры".
Одной из особенностей "Тайной Вечери" является её огромный размер, который составляет примерно 4,5 метра на 8,8 метра.
"Никто в истории еще не создавал такую большую картину с таким высоким уровнем реалистической детализации, а также с такими правдоподобными эмоциями и драматическими выражениями", - рассказывает Кинг о произведении. "Никто из тех, кто рисовал "Тайную вечерю" в последующие столетия, не мог сделать это, не взглянув на шедевр Леонардо".
Да Винчи решил изобразить один поворотный момент в своей сцене: мгновение незадолго до рождения Евхаристии, когда Иисус тянется за хлебом (символизировавшим его распятое тело) и вином (олицетворяющим его кровь). Согласно Коринфянам 11,23-26, событие происходило именно так:
Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Кто участники?
Тетради да Винчи являются ключом к тому, кто будет играть главную роль в картине, хотя эксперты все еще спорят по поводу некоторых деталей. В одной группе Варфоломей, Иаков (сын Альфея) и Андрей сидят вместе и смотрят искренне потрясенные тем, что только что открыл Иисус. В другой группе - Иуда Искариот, Петр и Иоанн. У Иуды, который, как известно, предатель, много интересных деталей: он немного отступает на задний план, держит в руках мешок с деньгами и опрокидывает солонку, которая, как говорят эксперты, символизирует выражение, что "опрокидывание соли" означает предательство своего хозяина. Иисус сидит в середине группы, а по другую его сторону зрители видят апостола Фому, Иакова Великого и Филиппа. Замыкают группу Матфей, Иуда Фаддей и Симон Зелот. Симметрия фигур характерна для да Винчи — художник предпочитал баланс в своей работе и позаботился о том, чтобы горизонтальная картина изображала равное количество людей по обе стороны от Иисуса и вдумчивое использование приятной для глаз перспективы.
Но содержание и композиция "Тайной вечери" - не единственная причина, по которой картина остается легендарной.
"У нее была очень печальная история", - говорит Кинг. "Картина начала отслаиваться от стены из-за плохих климатических условий в трапезной - в основном холодных и влажных. Возможно, это не было бы такой проблемой, если бы Леонардо работал в традиционной для фрески технике, которая делает картины очень долговечными. Но он разработал свой собственный метод, который включал в себя роспись маслом и темперой на сухой стене - что прежде художники никогда бы не стали делать. Неудивительно, что его техника не увенчалась успехом."
Из-за опрометчивого выбора да Винчи и плохого хранения в течение столетий, последовавших за созданием картины, "Тайная вечеря" стала выглядеть ужасно. А потом все пошло еще более страшно и печально.
"Работа была бесчувственно "восстановлена" реставраторами, которые не знали, что они делают, и причинили больше вреда, чем пользы", - говорит Кинг. "В 1652 году, в результате своего рода акта вандализма, монахи из монастыря пробили дыру в стене (ампутировав ноги Христа), чтобы создать дверной проем через картину. В 19 веке трапезная была затоплена, и Наполеон использовал здание как конюшню — а это означало, что оно было заполнено лошадьми и навозом. Затем, во время Второй мировой войны, оно едва пережило бомбежку, которая разрушила большую часть трапезной. Тот факт, что мы все еще можем наслаждаться шедевром да Винчи, просто от чудо."