В официальной науке существует версия происхождения армянского народа. Однако, есть и неофициальная, А. Ерицов в своей книге "Историческое и современное положение армянской женщины в связи с нравственностью армян" утверждает, что вопрос о происхождении армян при настоящих строгих требованиях науки, представляется почти непреодолимую задачу.
До сих пор мотивы истории заселения страны армянами брались, или из "туземных источников", или из творений греческих писателей.
В первом случае, основанием сказания служило дошедшее до нас повествование летописца Мар-Ибаса, в свою очередь позаимствовавшего этот рассказ из царских архивов Ниневии в 2-м столетии до Рождества Христова.
По сказанию этого летописца, некто Гайк, мощный гигант, современник Нимврода-Бела, за 20 слишком столетий до Рождества Христова переселился из Вавилона в страну Араратскую, покорил местных аборигенов страны и основал государство, существовавшее около 2 000 лет, т.е. до окончательного покорения Западной Азии Македонским героем.
По имени этого родоначальник Гайка, армяне стали называть себя Гайами.
Итак, выходцы из Вавилона, поселившись в Армении, покорили туземцев, слились с ними и создали тип армянина.
Другое сказание о происхождении армян основано на некоторых полутемных намеках Геродота, Стробона и других. На основании этих сказаний создана целая гипотеза следующего содержания: за много веков до Троянской войны совершилось великое переселение целой группы арийских народов. Они, оставив общую колыбель арийской расы, поднялись к северным берегам Черного моря и, обходя эту часть, спустились во Фракию. Отсюда они вновь направились на восток и заселили Фригию, до того чрезмерно усилившуюся, что при Гомере она играла в Малой Азиии значительную роль.
Далее, на основании той-же гипотезы следует новое переселение из Фригии к верховьям Ефрата, т.е. в Армению. Эти выходцы из Фригии покорили мелкие племена аборигенов Армении и создали общий армянский тип.
Это движение фригийцев с запада на восток совершилось между IX и VII столетиями до Рождества Христова.
Наконец, третье мнение о происхождении армян есть плод усиленного труда современного человечества над памятниками старины. Труд этот, основан на чтении клинообразных надписей Армении еще не закончен и наука пока не осветила его своим последним словом.
Тем не менее, считаю необходимым сказать о результатах, добытых ученым Франсуа Ленорманом от разобранных им отчасти надписей Вана. По словам Ленормана, надписи доказывают, что так называемая древняя Армения состояла из множества политически самостоятельных мелких государств, из коих одно, под именем Урарту с IX в. до Рождества Христово, стновится преобладающим над остальными. Вот эти ванские клинообразные надписи суть произведения этого господствовавшего племени Урарту.
Примечательно, что Ленорман почти подтверждает приведенное вышесказанное Геродотом. При этом выходит, что в VII в. до Рождества Христова армяне, выходцы из Фригии вторглись в страну Араратскую и, отбросив туземное население в Иверию или нынешнюю Грузию, сами водворились на их местах, образовав, известную нам Армению.
Следовательно, по Ленорману, грузины суть коренные первоначальные жители Армении, а армяне суть выходцы из Фригии, вытеснившие грузин.
Так или иначе, но приводя все три мнения к одному знаменателю, нельзя не остановить внимание на единогласном засвидетельствование того обстоятельства, что народ армянский обязан помеси пришельцев с местными аборигенами страны.
Пришельцы с юга и принадлежали к арийской расе.
Довольствуясь пока теми данными, которые у нас имеются под рукой, следует сказать, что история армян от начала их существования и до 2-го столетия до Рождества Христова, т.е. до самого вступления на армянский престол Пароянской династии представляет собой ряд народных легенд, перемешанных с историю.
А Вы, уважаемые читатели, согласны с мнением историка?