Тамерлан, также называемый Тимур, несомненно, принадлежал к величайшим завоевателям в мировой истории. Его обширная империя охватывала территории от западной границы Китая через Центральную Азию до земель Анатолии и Египта. На такую необычную и динамичную карьеру повлияли многие факторы, среди которых прежде всего личные качества самого правителя и благоприятные политические условия в регионе, в том числе значительное политическое и экономическое ослабление соседних стран. В действиях и поступках этого необычайного завоевателя легко увидеть, что его отношение к религии было весьма неоднозначным.
Довольно неоднозначным действием, предпринятым Тимуром, был обычай возводить башни из голов побежденных врагов; чтобы завоевать головы, он не ограничивался убийством воинов, жертвами которых часто становились женщины и дети.
Согласно поверьям монголо-шаманистов, убитый человек в загробной жизни становился слугой своего убийцы. Возможно, что это может быть одной из наиболее важных причин массового убийства военнопленных армией Тамерлана.
Другим оправданием этих действий может быть желание запугать будущих врагов, потому что слава жестокого завоевателя значительно облегчало запугивание и понижение боевого духа вражеских войск перед битвой. Жестокость к заключенным была продемонстрирована убийством захваченных людей в Хорасане: в 1383 году, подавив восстание населения, правитель приказал повесить мятежников на стенах. Жестокость армии не ограничивалась избитыми воинами или даже заключенными, но также включала детей. По приказу Тимура во время многочисленных сражений в современном Иране - в Исфахане, армия полководца растоптала около 5 5000 детей, в возрасте до семи лет.
Общее отношение Тамерлана к язычникам и неверным - другое дело. Он применял двойные стандарты в этом вопросе, в зависимости от того, ссылался ли он на не мусульман в рядах своей армии или на тех, кого считал полезными, или же на обычное население, проживающее в районах, которые он планировал завоевать. С одной стороны, часто он мотивировал свои поездки идеями джихада против неверных, а с другой стороны язычникам (не верным) которые служили ему, позволял путешествовать со статуями идолов, которым они поклонялись.
Однако, как и рыцари, прикрываясь Богом во времена Крестовых походов, так и великий Тамерлан использовал идею священной войны, тем самым оправдывая свои военные экспедиции. Борьба во имя Аллаха!
Первой такой была экспедиция против стран Кавказа. Идея борьбы с неверными состояла в том, чтобы повысить мотивацию солдат, служивших Тимуру, одним из заявленных мотивов экспедиции в Грузию и Армению было расширение господства ислама. В 1387 году армии кочевников завоевали и разрушили два важнейших города Грузии - Тбилиси и Кутаиси. В этой экспедиции, как и в других, армия совершила много злодеяний против населения. После оккупации Грузии Тимуру удалось заставить правителя этой страны Баграта V принять ислам.
Тимур не считал себя просто ревностным мусульманином, который следовал принципам веры, но был, по его мнению, инструментом, с помощью которого сам Аллах открывает свою волю.
Экспедиции против Турции и Сирии, которые явно исламизированы, заслуживают особого внимания. Основой войны с султанатом Турции, как и любой из его предыдущих кампаний, были экономические соображения. Когда Тимур вошел в Анатолию, маленькие правители областей присоединились к нему, а затем энергично поддерживали идею вторжения в Турцию.
Тогдашним правителем Турции был султан Баязид I, лидер, широко известный в исламском мире, который был чрезвычайно близок к идеалам священной войны. В этой области он был очень успешным, особенно во время боев на Балканском полуострове. Экспедиция против него явно противоречила идеям мусульманского воина и орудию воли Аллаха, которым, по мнению Тамерлана, он был. Чтобы ослабить идеологического султана, Тимур начал широкую пропагандистскую кампанию. Он распространил информацию о предполагаемом разврате Баджезида и открыто заявил, что его любимая жена на самом деле была христианкой . Он проявил себя как единственный человек, обладающий достаточной силой, чтобы суметь дать султану надлежащее наказание за оскорбления веры. После битвы при Анкаре (1402 г.) Тимур захватил султана и по разным данным, держал его запертым в железной клетке периодически пытая его.
По другой версии Тамерлан не только воздерживался от каких-либо пыток, но и долго беседовал с заключенным. Согласно одному из соглашений Тимура с захваченным Баджезидом, победитель должен был объявить, что он задерживает вторжение в Турцию именно из-за причастности султана к борьбе с неверными и благодаря его великой славе как исламского воина.
Самое шокирующее событие произошло после взятия Дамаска, когда армия Чагатая организовала праздник в одной из самых важных для мусульман мечетей - мечети Омаджад. По словам Тимура, он лично не принимал в этом участия, однако не осудил его слишком усердно и даже, по некоторым сведениям, приказал сжечь храм, эти действия ясно указывают на то, что для Тамерлана не имело большого значения, чем занималась его армия, пока она оставалась верной ему.
Тамерлан, без сомнения, был выдающимся лидером и неординарной личностью своего времени. Хитрый, решительный и жестокий был прекрасным примером эффективного лидера, а также политика. Его умелое использование идеи священной войны и частые ссылки на религиозные мотивы в сочетании с культом его личности помогли ему создать и поддерживать большую армию, которая была полностью верна ему.
Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста палец вверх.
Для вас пустяк, а нам приятно!
Карл Великий-Император Запада.
Король Ричард I, "Львиное Сердце" часть 1.
Король Людовик XV и его "Олений парк", парк любви
Фракийцы, любители вина и войны