Найти тему
Валентина Яроцкая

Ловись, щука, большая, не маленькая!

Везунчик Емеля ( несусветный лодырь, деревенский дурачок и легендарный герой сказки) вряд ли бы согласился идти за щукой за тридевять земель. Емеле было проще. Слез с печки, сунул ноги в валенки, взял вёдра, топор. Ну, прорубь на реке, понятное дело, недалеко была. Иначе бы не пошёл.

Теперь не так. То ли щуки поумнели – от людей подальше убежали, то ли люди поглупели – щук разучились в вёдра ловить, но никто больше не рассказывает, что в ведро щука попалась. Слышала я, правда, рыбацкие байки, что есть такие озёра, где щук на икромёте ведрами вылавливают, но проверить не могу. А раз проверить не могу, то и не верю.

Вот в таких озёрах Заполярья и водятся  щуки...
Вот в таких озёрах Заполярья и водятся щуки...

Если живёшь в семье рыбаков, то поневоле приходится разговоры о щуках слышать. И даже видеть этих зубастых крокодилов иногда получается. Зубы у них острые – это точно знаю. Вот с поговорки «щуке палец в рот не клади» и началось моё знакомство с этими хищницами. Дело давнее. Пора золотой молодости. Привезли рыбаки щуку. Щука размерами не поражала, щука как щука, но пасть у неё была разинута. Видно, предсмертный крик был, жить всякому хочется. Вот она об этом, наверное, крикнула, да так последний час и встретила. А зубки-то видны… И леший меня дёрнул пальчиком зубок тронуть, на предмет остроты попробовать. Ну, как младенцы мир постигают: глазом видят, но в рот тянут всё: на вкус попробовать. Вроде была я уже и не в младенческом возрасте, но атавизм любопытства действует ведь… Я же без умысла всякого, без задней и передней мысли, просто пальчиком… Ну, неживая щука пасть и захлопнула! Что-то там у неё сдвинулось, сжалось и аккуратненько так сложились челюсти.

– Ой, ой, ой-ой-ой!

Дальше – понятно: первая медицинская помощь, йод, бинт, и на всю жизнь отпечаталось: «Щуке палец в рот не клади».

Ловись, рыбка, большая, не маленькая!
Ловись, рыбка, большая, не маленькая!

Муж у меня рыбак, поэтому первое, что он сделал, когда наши мальчишки научились ходить, – вручил им по удочке: «Ловись, рыбка, большая, не маленькая!» Пожалуй, только в пелёнках и полежали детки без удочек, а как только из пелёнок выкарабкались, то тут уже начались рыбацкие страсти-мордасти.

Первую щуку старший сынишка поймал, когда мы пошли в водный поход по реке Кутсайоки.

Был это тяжкий день, когда порогов, опасных для резиновых лодчонок, было больше, чем комаров. Пришлось взрослым быть вьючными лошадками, делать обносы, перетаскивать грузы: лодки, вещи. Да и детей иногда приходилось чуть не за руку вести – камней вокруг такие громады-армады, что ой-ой!

Мама, то есть я, только ахала над мальчишками, кабы не папа, быть бы им мелкими трусишками, а с папой вот орлами выросли – ничего не боятся.

Так вот после такого дня вьючного дня мы с мужем почти вырубились, сидим у костра, каждое движение считая лишним. А мальчишкам ( первый и второй класс) разве можно на месте усидеть? И устали они не так сильно, хоть тоже кое-что носили, и энергия у них неиссякаемая. Вот и пристали:

– Пап-мам, можно мы сами в лодке покатаемся?

Мама говорит: « Нет, вы же можете перевернуться…»

Папа говорит: «Можно, только дальше заводи не заплывайте».

– Пап-мам, а можно нам спиннинги позакидывать с лодки?

Мама говорит: «Вы что, потеряете равновесие, перевернётесь…»

Папа говорит: «Можно, только один на двоих возьмите, один рыбак на вёслах будет…»

Ну, плавают наши детки-рыбаки по заводи, смирно плавают – и наблюдать-то незачем: дальше такой поток бурлит, порог страшенный, так плыть туда они и сами не захотят. Так что можно сидеть у костра спокойно – даже беспокойной мамочке. Сидим. Ветерок комаров отгоняет. Чай сладкий, горячий, крепкий, как поцелуй. Жизнь прекрасна. Вдруг с заводи слышатся какие-то необъяснимые звуки.

– Ну, давай, тащи…

– Погоди, не греби…

– Большая?

– Ничего себе!

– Справишься?

Ну, папа-то сразу понял: «О, мужики, что-то тащат. Не щуку ли завалили?» Точно, это была щука, настоящая, зубастая, почти килограмм в ней был, верно… (Тогда ещё мужики вес трофеев на глаз определяли, нынче-то без безмена и из дома не выйдут: как же, честь рыбацкого мундира! ) Для второклассника это была настоящая рыба-кит! Памятная была у сына эта щука – первая! Потом и старший, и младший таскали разных щучек и щукарей, но эта мне запомнилась особенно. Как первая любовь, так надо понимать.

Кутсайоки. 1993 год. Эпоха чёрно-белых фото и  первых добытых щук.
Кутсайоки. 1993 год. Эпоха чёрно-белых фото и первых добытых щук.

Авось ещё подрастает где-то какая-нибудь щука и для внука… А может, не щука даже, а целое Щудовище килограммов на десять)))

Речки  Заполярья щуками богаты... На лодочке за щуками...
Речки Заполярья щуками богаты... На лодочке за щуками...

Про щук долго можно говорить. Была в походах и Щучья кочка, и Щучья речка, и Озеро Сорока Щук… Не хватит времени всё рассказать! Где это? Ага, нашли дурака Емелю! Кое-что из рыбацких правил и я усвоила, не будучи сама рыбаком. Рыбаки о трофеях хвастать любят, а вот о местах, где эти трофеи добывали, молчать будут. Даже если остограммятся. Ловись, рыбка, большая, не маленькая! Не по щучьему велению, не по моему хотению щуки ловятся, конечно, а по рыбацкому умению да терпению.

Когда жёны с недоверием относятся к мужскому лозунгу « рыбалка – это тяжкий труд», я им советую: сходите с мужем на рыбалку. Не по щучьему велению, всё сами поймёте.

Пусть летняя рыбалка порадует рыбаков и щуками, и рыбацкими байками!