По всей стране работают десятки клубов юных моряков и детских морских центров. В них занимаются мальчики и девочки от 10 до 18 лет. Несколько лет назад и я закончила такой клуб в Петербурге.
Во время обучения в морском клубе нам рассказывали и об истории мореплавания, и об устройстве судна, о правилах морского этикета, учили управлять шестивёсельной шлюпкой и небольшими парусными яхтами, проводили занятия по навигации и мореходной астрономии, начальной военной подготовке. Мы вязали морские узлы, ходили в бассейн... Но самыми полезными, яркими и незабываемыми были конечно же настоящие морские походы на больших парусных судах.
Вообще российские юнги (так называют всех несовершеннолетних практикантов, пришедших на судно из клубов юных моряков) проходят практику на нескольких парусниках. У детей есть возможность попасть на барки Седов и Крузенштерн, на фрегаты Мир, Херсонес и Паллада. В Санкт-Петербурге есть ещё шхуны Юный Балтиец и Надежда.
Конкретно мой морской клуб проходил практику на фрегате Мир. Мне выпала возможность побывать на нём два раза.
Первый мой рейс длился 17 дней, а шли мы по маршруту Котка - Ханка - Турку - Санкт-Петербург. Не очень интересный маршрут по Балтийскому морю. Но это был мой первый в жизни рейс и знакомство с морем, поэтому вспоминаю я его только с теплом.
Второй рейс был с выходом в Северный Ледовитый океан. Мы шли из Мурманска в Норвегию. 20 дней в море без захода в порт. Многие моряки, а в особенности рыбаки, посмеются, так как 20 дней без берега - это вообще ни о чём. Но для 15 летних юнг это был бесценный опыт. В этом рейсе мы поняли, что такое шторм и настоящая морская болезнь, видели китов и касаток, а также очень много времени провели на палубе, работая с такелажем и парусами, и в ходовой рубке, неся вахту у штурвала и исполняя обязанности вперёдсмотрящих.
Я расскажу о распорядке дня и обязанностях юнг на паруснике Мир. Возможно на других учебных судах юнги живут по другому. У нас же дело обстояло так:
Экипаж Мира составляет почти 200 человек. Из них 100 - курсанты морских учебных заведений, в основном будущие штурманы, но также и судовые механики и электрики. Юнг на судне обычно не больше 12. Это связано с тем, что под юнг выделяется 1 кубрик на 12 спальных мест. В таких же кубриках живут и курсанты. Профессиональный экипаж - матросы, боцманы, штурманы, механики, коки и прочие моряки, постоянно работающие на паруснике, живут в каютах по 2-4 человека.
Все курсанты, юнги и палубная команда разделены на 3 вахты. Так как на паруснике Мир 3 мачты - фок, грот и бизань, логично каждую вахту закрепить за конкретной мачтой. Таким образом вахты именуются так: вахта фока, вахта грота и вахта бизани.
Вахта несётся 4 часа. Потом 8 часов отдыха и снова 4 часа вахты. Во время вахты курсанты и юнги должны находиться на верхней палубе. Иногда все 4 часа приходится работать с парусами, иногда боцман назначает на судовые работы, а иногда можно всю вахту просто лежать на деревянной палубе, смотреть на горизонт и обсуждать с товарищами философские темы.
Жизнь на судне в рейсе напоминает "день сурка"
с 00:00 до 04:00 - вахта грота
с 04:00 до 08:00 - вахта фока
с 08:00 до 12:00 - вахта бизани
с 12:00 до 16:00 - вахта грота
с 16:00 до 20:00 - вахта фока
с 20:00 до 00:00 - вахта бизани
И далее по кругу. В таком режиме проходят дни, недели, месяцы... Ощущение времени пропадает. Исключения составляют стоянки в порту. Там вахты несутся не по 4, а по 24 часа. Но не обязательно всё это время находиться на палубе, как во время вахт в море. Просто все гуляют на берегу, а суточная вахта находится на судне. На следующий день заступит другая вахта, а мы пойдём в город.
Помимо основных 4-х часовых вахт курсанты и юнги заступают в наряды по камбузу, по столовой и по низам. Ещё есть ходовые вахты и вахты в машинном отделении. В эти наряды заступают на сутки (примерно как в армии). На камбузе (по сухопутному на кухне) нужно мыть большие кастрюли и сковородки, помогать кокам в чистке овощей, мыть весь камбуз после приготовления пищи и в целом выполнять черновую работу. В столовой нужно накрывать на столы, мыть тарелки и раздаточные кастрюли, прибираться в столовой после приёмов пищи. Наряд по низам - это 3 дневальных и дежурный. Дневальные по 4 часа стоят (на нашем паруснике сидят) на своём посту, отвечают на телефонные звонки (на судне есть внутренняя телефонная связь) и командуют "Смирно", когда мимо проходит кто-нибудь из начальства. Дневальные свободной смены периодически делают влажную приборку, а также выполняют всё то, что скажет начальство. У дежурного обязанностей намного больше, но о них я рассказывать не буду, так как дежурными могут быть только курсанты-старшины. Юнги же заступают в наряды по низам только дневальными.
На вахту в машинное отделение мне заступать не довелось, а вот на ходовом мостике я бывала очень часто.
Вахта на мостике длится 4 часа через 8, как и обычная основная вахта. Юнгам доверяли стоять за штурвалом, быть вперёдсмотрящими (вахтенными наблюдателями), выполнять некоторые простейшие навигационные расчёты и отмечать место судна на карте, бить склянки (это значит бить в судовой колокол определённое количество раз каждые 30 минут - так в море измеряют время), брать пеленги на объекты... В общем много чего нам доверяли. Вахтенные штурманы занимались с нами навигацией, рассказывали о премудростях морского дела, давали советы. Лично для меня это были, пожалуй, самые ценные вахты.
Парусные авралы. Эта тема достойна отдельной статьи. Если вкратце, то во время парусных авралов весь экипаж, вне зависимости от времени суток, выходит на палубу и работает с парусами и такелажем. Матросы и курсанты поднимаются на мачты, отдают или убирают паруса, по палубе бегают толпы людей и выбирают (тянут) различные снасти, с мосика поступают различные, непонятные непосвящённому человеку, команды. Бывало иногда посреди ночи раздавалась серия громких, почти оглушающих, звонков, а из динамиков по всему судну голос старпома говорил: "Все наверх, поворот оверштаг". Быстро одеваешься, хватаешь страховочный пояс, выбегаешь на палубу и начинается - "Марсовые по марсам", "Отдаём марселя и брамселя", "Грот-бом-брам-стень- стаксель ставь", "Пошёл фал кливер-топселя", "Обтягиваем горденя и гитовы", "Брасопим реи на левый борт"...
Курсанты, в промежутках между вахтами, учатся. У них проходят лекции, зачёты и экзамены. Юнги тоже могут посещать эти занятия.
В целом юнги быстро вливаются в экипаж. Часто боцманы и командный состав берут юных моряков "под своё крыло" и более подробно и мягко объясняют премудрости морского дела. Ну и конечно же на учебном судне больше всего дети занимаются морской учёбой, так как практически всему на корабле приходится учиться с нуля, начиная от ходьбы по качающейся палуби и заканчивая удержанием судна на курсе во время вахты у штурвала.