Эквилибриум
В Эквилибриуме есть сцена, где члены правительственного отряда совершают набег на убежище сопротивления, убивают всех мятежников, а затем находят в тайнике под полом стопку знаменитых произведений искусства. Два солдата поднимают расположившуюся на самом верху "Мону Лизу", а командир и одновременно главный герой фильма напряженно разглядывают ее. Через некоторое время он приказывает сжечь картину и уходит, не говоря ни слова, словно только что стал первым и в то же время последним человеком, узнавшим истинную эмоцию, нарисованную на лице изображенной фигуры.
После окончания Третьей мировой войны выжившие поняли, что нестабильная человеческая природа-это что-то вроде тикающей бомбы, которая рано или поздно должна привести к еще одному глобальному конфликту. Чтобы приручить ее, они создали Прозиум-лекарство, заглушающее любые эмоции. Кстати, они опровергли все, что может вызвать волнение-фильмы, книги, картины, скульптуры, музыку и даже домашних животных. Однако в городе Либрия, управляемом могущественным отцом, появляется движение сопротивления, состоящее из людей, которые вопреки закону перестали принимать специфику. Для их ликвидации были назначены клирики-отлично обученные солдаты элитного подразделения. Один из них-Джон Престон, который после встречи с осужденной на смерть повстанкой тайно отлучает прозию. Вскоре после этого он начинает воспринимать окружающую его тоталитарную реальность через призму ощущений и аффектовТезис фильма ясен с самого начала-хотя индивидуализм и такие эмоции, как ненависть, гнев или ревность неоднократно становились причиной жестоких войн, цена за их устранение должна быть отвергнута также любовью, дружбой, радостью, восторгом и искусством. На этой предпосылке создатели построили тоталитарный мир, в котором теоретически нет войн, дискриминации и острого социального неравенства. Поскольку прозий приносит кратковременные результаты и должен применяться ежедневно, была создана целая государственная система контроля, которая направлена на поддержание полной стабильности общества. Все неадекватные подразделения ликвидируются им. Чтобы свести к минимуму непримиримые, непримиримые отношения, мир был настроен на одну меру-все носят одинаковую одежду, используют одну и ту же утварь, интерьеры комнат лишены всяких украшений и выдержаны в одинаковых тонах. Граждане-ничего не значащие винты в государственной машине, единственным бенефициаром которой является небольшая группа людей, держащих власть.
Ибо для того, чтобы репрессивная власть могла оказаться привлекательной, она должна обладать каким-то человеческим лицом. В Equilibrium это прежде всего Совет Тетраграмматона, его представитель вице-канцлер Дюпон, а также отец, который постоянно обращается к гражданам через сотни разбросанных по всей метрополии экранов. Именно они управляют армией, призванной защитить не столько страну от внешнего врага, сколько высших чиновников от собственных граждан, требующих основных свобод.
Фигура отца, конечно же, эквивалентна Большому Брату из „1984 года” Джорджа Оруэлла. Впрочем, это не единственная ссылка на классику, ибо заимствования в Эквилибриуме затряслись. Идентичность граждан, гиперстабильность общества и притупление любого поведения, отклоняющегося от установленной нормы, - это идеи, взятые из „нового великого мира” Олдоса Хаксли. Произведения искусства ранее безжалостно уничтожались властями в” 451 градусе по Фаренгейту " Рэя Брэдбери. Применяемые к людям наркотики, заглушающие эмоции и стандартизирующие поведение, являются одним из главных мотивов THX 1138 (1971) Джорджа Лукаса. Герой, узнающий страшную правду о том, как работает система, а затем выступающий против нее, был смоделирован после персонажа Нео из Matrix (199
Во всем этом единственным творческим развитием кажется боевая система, названная в фильме gun kata. Эта дисциплина является своего рода вариацией гун-фу, или кунг-фу с участием огнестрельного оружия, сначала действовавшая в hongkońskim фильмах, и прежде всего Джона Ву, а затем spopularyzowanej еще-тогда-братьев Вачовских в упомянутом уже в Матрице. Причем разница, по-видимому, заключается в том, что суть гун-фу заключалась в срабатывании кинетической энергии. Стиль Gun kata, наоборот, основан скорее на ограничении движений-каждая позиция направлена исключительно на максимизацию нанесенного урона и минимизацию собственного урона. Ключевым моментом здесь является анализ геометрического распределения противников при прогнозировании траектории полета вражеских пуль. Звучит казацко, а на экране выглядит еще лучше.
Таким образом, сцены действия идут великолепно, сценография блестяще поддерживает описание бездушного мегаполиса, к тому же сюжет можно проследить с интересом, если закрыть глаза на несколько упрощений. Очень хорошо с задачей справился Кристиан Бэйл, который воплотился в Семинариста Джона Просил, – актер два года после выступления в American Psycho (2000) только подтвердил, что он прямо-таки создан для роли bezemocjonalnych skurczysynów.
Тем не менее, я не могу придать этому фильму неприхотливую симпатию. Где-то примерно с середины фильма я ждал, пока кто-то на экране признать, что delegalizacja эмоций в качестве основных причин межгосударственных и даже глобальных конфликтов, то чушь все это, такой популизм для масс, для людей мало-понятые и охотно поддающихся воле Отца или другого старшего Брата в обмен на окружение, хотя бы иллюзорной защитой, кажущееся обеспечение безопасности в смутные времена. Но ничего из этого не выйдет. Никто до конца не заикается, что да, действительно, отрицательные эмоции могут быть, что максимум, что причиной супружеской ссоры или драки в баре, а реальные проблемы-это чистый, холодный расчет в службе собственных интересов, попытки сохранения власти за счет граждан, поддержание чрезмерного контроля, urzędnicza безответственность, манипуляции, демагогия, непотизм, перемещение на поле различных социальных групп, увеличение неравенства, бедность, получение чувства деятельности обычным людям и так далее. Никто не упоминает обо всем этом в фильме, и это позор, потому что это может быть хорошей отправной точкой для немного другой истории. Я все еще жду видения мира будущего, в котором именно граждане дезавуировали политиков, а не наоборот.