В поисках ягодного холма. Анализ” 12 обезьян " Терри Гиллиама
Часть 2.
Поэтому для Коула пространство в мире будущего вдвойне ограничено-один раз спуском людей в подполье, второй раз помещением его в клетку, которую можно считать символом тотального угнетения политической системы. Точно так же выглядит ситуация с героем 1990 года-в первой сцене, где он виден, он сразу же оказывается в тюремной клетке, руки прикованы к полу. В психиатрической больнице он не намного лучше – он может перемещаться только по одной палате, где он находится с другими пациентами, кроме того, он набит лекарствами, вызывающими деменцию, что еще больше ограничивает его движения. Как вы можете видеть, пространство предлагает Коулу исключительно угнетение и страдания. Тогда, может быть, спасение для него-время?
Определенную свободу он приобретает только во время своего второго путешествия в прошлое, до 1996 года, когда его мечтательное видение, которое он пытался понять всю свою жизнь, становится все более ясным. Хотя даже тогда его снимают в основном в замкнутых пространствах: в машине, мотеле, захудалом подземелье, где их с Кэтрин чуть не убили, или в логове активистов-экологов. Коул все еще находится на грани краха, что видно на одной из лучших сцен фильма – когда из автомобильного радио слышны звуки песни „Blueberry Hill” Фэтс Домино, скисает, радуется, как ребенок, который первый раз видит красоту мира. Он хочет освободиться от нежелательных обязательств перед держателями будущего, поэтому он вырывает себе зубы, которые, по его мнению, позволяют ему найти его. Прямо перед финальной сценой, во время встречи с Хосе, его спутником беды, он выдвигает тезис о том, что все это вовсе не о вирусе, а о контроле и выполнении приказов.
Прежде чем отправиться в аэропорт, Коул и Кэтрин сидят в кинотеатре и готовят свои собственные маскировки. На экране видна сцена из "головокружения" (1958) Хичкока, в которой героиня Мадлен рассказывает о проблесках воспоминаний о далеком прошлом, о своей прошлой жизни. Затем Коул замечает, что фильм никогда не меняется, но каждый раз он кажется другим, потому что зритель меняется-поэтому каждый раз, когда вы видите разные вещи. То же самое касается воспоминаний. Одно имеет для Коула особое значение: когда он был мальчиком несколько лет, он увидел чью-то смерть и обезумевшую женщину. Только за мгновение до своей смерти, снова участвуя в той же сцене в зале аэропорта, он понимает, что этой женщиной была Кэтрин, а убитым мужчиной был он сам.
Таким образом, время тоже стало для него ловушкой. Коул жил, подпитываемый таинственным детским воспоминанием, которое с самого начала касалось его собственной смерти. Более того, из этой спирали событий нет выхода – осознание истинной природы воспоминания появилось у Коула лишь за мгновение до смерти, поэтому он не мог передать своей младшей версии никаких намеков, которые повлияли бы на ход событий. Таким образом, молодой Коул будет жить так же, как и его предшественник – движимый увиденным, он будет идти прямо к трагической судьбе. А потом еще раз, и еще, и еще…
Пространство в тоталитарном государстве будущего - это не что иное, как тюрьма, клетка, ловушка без возможности убежать. Пространство в странах nietotalitarnych также opresyjna, но неочевидным, потому что клетки разбросаны – предназначены для изоляции и лечения „вынужденного ухода” тех индивидуумов, которые хотят вырваться из-под гнета системы. В одну из этих клеток, то есть в психиатрическую больницу, попал Коул. Наименее очевидной тюрьмой является время-несмотря на героические усилия, герой не может изменить свой ход. Ибо время-это замкнутая система, из которой ничто не может выйти. Поэтому последующие версии Коула неизменно заканчиваются в том же зале аэропорта. Тем не менее, 12 обезьян-это фильм о попытке сделать прорыв в пространственном, временном порядке, прежде всего в политической системе. Тема работы Гиллиама - не безумие или психическое заболевание, а непреодолимая жажда свободы. Хотя с точки зрения власти эти явления можно рассматривать как тождественные.