Австрийский психоаналитический мыслитель Виктор Франкль, автор книги "Поиск смысла" (1946), попытался обновить теорию Фрейда, добавив к другим драйвам Фрейда универсальное стремление к осмысленности. Он акцентировал внимание на чувстве цели, которое, несомненно, является одним из аспектов, но, возможно, не всей историей. Мои собственные попытки понять, как люди находят смысл в жизни, в конце концов, остановились на списке из четырех "потребностей в смысле", и в последующие годы этот список достаточно хорошо сохранился.
Смысл этого списка в том, что вы найдете жизнь осмысленной в той мере, в какой у вас есть что-то, что удовлетворяет каждую из этих четырех потребностей. И наоборот, люди, которые не удовлетворяют одну или более из этих потребностей, скорее всего, найдут жизнь менее чем достаточно осмысленной. Изменения в отношении любой из этих потребностей должны также влиять на то, насколько осмысленной человек находит свою жизнь.
Первая потребность - это, действительно, цель. Франкл был прав: без цели жизнь лишена смысла. Цель - это будущее событие или состояние, которое привносит структуру в настоящее, связывая, таким образом, разное время в одну историю. Цели можно разделить на две широкие категории. Можно стремиться к определенной цели (победить в чемпионате, стать вице-президентом или вырастить здоровых детей) или к состоянию самореализации (счастье, духовное спасение, финансовая безопасность, мудрость).
Люди спрашивают, в чем смысл жизни, как будто на этот вопрос есть один ответ.
Жизненные цели исходят из трех источников, поэтому в определенном смысле каждая человеческая жизнь имеет три основных источника цели. Один - это природа. Она создала вас для определенной цели, которая заключается в поддержании жизни путем выживания и воспроизводства. Природа не заботится о том, счастливы ли вы, так же, как люди хотят быть счастливыми. Мы произошли от людей, которые хорошо умели воспроизводить и выживать достаточно долго. Цель природы для вас не всеобъемлюща. Ей все равно, что вы делаете в воскресный день, пока вам удается выжить и, рано или поздно, размножаться.
Вторым источником цели является культура. Культура говорит вам о том, что ценно и важно. Некоторые культуры говорят вам именно то, что вы должны делать: они выделяют вас для определенного слота (фермер, солдат, мать и т.д.). Другие предлагают гораздо более широкий выбор и оказывают меньшее давление на вас, чтобы вы приняли тот или иной вариант, хотя они, безусловно, вознаграждают одни варианты больше, чем другие.
Это подводит нас к третьему источнику целей: вашему собственному выбору. В современных западных странах, в частности, общество представляет вам широкий спектр путей, и вы решаете, какой из них выбрать. По какой бы причине - склонность, талант, инерция, высокая зарплата, хорошие льготы - вы выбираете для себя одну из целей (например, ваше занятие). Вы создаете смысл своей жизни, наполняя эскиз, что природа и культура обеспечивают. Вы даже можете бросить ему вызов: многие люди предпочитают не воспроизводить, а некоторые даже предпочитают не выживать. Многие другие сопротивляются и восстают против того, что их культура выбрала для них.
Вторая потребность в значении - это ценность. Это означает наличие основы для понимания того, что правильно и что плохо, хорошо и что плохо. Хорошее" и "плохое" - это одни из первых слов, которые учат дети. Это одни из самых ранних и наиболее универсальных в культуре понятий, и среди немногих слов, которые домашние животные иногда приобретают. Что касается реакций мозга, то ощущение, что что-то хорошее или плохое, приходит очень быстро, почти сразу после того, как вы узнаете, что это такое. Одинокие существа судят о хорошем и плохом по тому, что они чувствуют, столкнувшись с чем-то (награждают или наказывают?). Люди, как социальные существа, могут понимать хорошее и плохое более возвышенным образом, например, по их моральным качествам.
На практике, когда речь заходит о том, чтобы сделать жизнь осмысленной, людям необходимо найти ценности, которые бросают свою жизнь в позитивное русло, оправдывая то, кто они и что они делают. Оправдание, в конечном счете, подлежит социальному, консенсуальному суждению, поэтому необходимо иметь объяснения, которые удовлетворят других людей в обществе (особенно тех, кто исполняет законы). Опять же, природа создает некоторые ценности, а культура добавляет грузовик дополнительных. Не ясно, могут ли люди придумывать свои собственные ценности, но некоторые из них происходят изнутри себя и становятся развитыми. У людей есть сильные внутренние желания, которые формируют их реакции.
Третья потребность - это эффективность. Не очень приятно иметь цели и ценности, если с ними ничего не поделаешь. Людям нравится чувствовать, что они могут что-то изменить. Их ценности должны найти выражение в их жизни и работе. Или, чтобы смотреть на это с другой стороны, люди должны быть в состоянии направлять события к положительному результату (своим светом) и в сторону от отрицательного.
Последняя потребность - это самооценка. Люди с осмысленной жизнью, как правило, имеют некоторые основания думать, что они хорошие люди, может быть, даже немного лучше, чем некоторые другие люди. Как минимум, люди хотят верить, что они лучше, чем они могли бы быть, если бы они выбрали или вели себя плохо. Они заслужили некоторое уважение.
Значит, осмысленная жизнь имеет четыре свойства. У нее есть цели, которые направляют действия из настоящего и прошлого в будущее, задавая направление. В ней есть ценности, которые позволяют нам судить о том, что хорошо, а что плохо; и, в частности, которые позволяют нам оправдывать свои действия и стремления как хорошие. Она отличается эффективностью, в которой наши действия вносят позитивный вклад в реализацию наших целей и ценностей. И это создает основу для того, чтобы относиться к себе в позитивном свете, как к хорошим и достойным людям.
Люди спрашивают, в чем смысл жизни, как будто на этот вопрос есть один ответ. Одного ответа нет: их тысячи. Жизнь будет осмысленной, если найдет ответы на четыре вопроса: цель, ценность, эффективность и самооценка. Именно эти вопросы, а не ответы, выдерживают и объединяют.