Прошло шесть лет, однако до сих пор я натыкаюсь в Интернете на одни и те же вопросы по Крыму: как частные, так и общие. Такое впечатление, что большинству лень поискать ответы. Чтобы возникло такое желание, я и решил поделиться своими мыслями, материал для которых нашел в Инете.
Для начала — частный вопрос: о крымских татарах. Подчеркну, что у меня и в мыслях нет упрекать кого-либо из здравствующих за то, что делали не они, а их предки.
Если лезть в историю, славяне появились в Крыму пораньше — Тьмутараканское княжество. Еще раньше здесь появились готы (зачем помянул — объясню чуть попозже).
Татары Крыма вели, в основном, кочевой образ жизни, зарабатывали набегами на всех своих соседей. В своем хозяйстве использовали рабов (ими же торговали), которые и создали оседлые хозяйства. Пришедшая Османская империя взяла их под свою руку, затем, ослабевая, отпустила в саттелитное плавание, в коем они находились 30 лет, после чего их подгребла окрепшая Россия.
После т. н. Крымской войны особых коллизий с татарами не случалось, жили, большинство очень даже нехорошо, особо не прирастали — на протяжении всех последующих годов их численность оценивалась в 200-300 тысяч человек. Никаких органов самоуправления не имели до революции. Первый курултай крымских татар состоялся в 1918 году, при Советах.
До войны Республика Крым имела 26 районов, из которых 6 районов были татарскими. Но с 38 года национальные районы упразднялись, что, видимо, кому-то шибко не понравилось (причем начали упразднять с еврейских и немецких). И, по приходу фашистов, многие крымские татары кинулись помогать оккупантам. В официальные воинские структуры вступило около 10 тысяч, еще в различные вспомогательные части — тоже 10 тысяч. Но вот благодарности от хозяев после войны им, на самом деле, ждать не приходилось. Ссылаясь на тех самых готов, Крым причисляли к немецким территориям и он подлежал полной очистке, по плану Ост, от ВСЕГО негерманского населения (данные с www.dfg.de).
При уходе из Крыма фашистские хозяева забрали с собой своих прихвостней и членов их семей — около 100 тысяч человек.
И вот тут-то начинается история с депортацией, конечно, не очень хорошая, но неизвестно, что было бы с крымскими татарами, если бы их судили поодиночке (если треть народа — во врагах, какая оставшаяся часть и что с ними делать). Этот самый остаток, около 180 тысяч, был вывезен в разные районы СССР, которые, конечно, их с хлебом-солью не встречали. И переезд был не сахар, однако проходил более-менее организованно и по маршрутам следования погибло всего (да, я понимаю, цинично звучит) около 1200 человек, менее 1%. А если бы не было организации, цифра была бы другая. Надо сказать, любви к СССР это крымским татарам не добавило, хотя соблюдалось своеобразное «равноправие»: была депортирована даже семья знаменитого аса, дважды Героя Советского Союза, Амет-хана Султана.
Далее начинается новейшая история, и ослабленная власть, вкупе с кем-то организовавшим крымоэмигрантов, получила приезд татар в Крым с самозахватом их бывшей собственности, из-за чего разгорелись конфликты с местным населением.
А Путин, почему-то, крымских татар выделяет особо. Чтобы поменьше требовали собственности им отдать? Тогда уж надо вспомнить также вывезенных немцев, евреев, болгар, армян и греков, которые в Отечественную войну (за исключением евреев и превентивно переселенных немцев), тоже посодействовали "новому порядку".
И почему они называются крымскими? По словам самого Джемилёва, их в Турции 2,5 миллиона. Так что турецкие они.
Еще один частный вопрос: знаменитая подача газа в Гениченск. В чём загвоздка?
Здесь были (и есть) автоматические газовые скважины, которые дают летом газа больше, чем надо, а зимой — меньше, чем надо. Вопрос до 2014 года решался перекачкой туда-сюда газа из-в хранилище в Крыму. На момент включения Крыма в состав России, в нем находилось газа от тех скважин около месячной нормы потребления Гениченском. И вот, чтобы разрешить дать газ городу (а новые порции от скважин, естественно, в Крым не качают), требуется вмешательство Путина? Расцениваю это просто как пропаганду. И позор Украине, что до сих пор не построена ветка газопровода к газовой сети Украине длиной каких-то десятков километров. До сих пор не построили, хотя грозились закончить в 2017 году.
Вот строки из официального документа: «Будівництво міжселищного газопроводу від смт Асканія-Нова до міста Генічеськ передбачено проектом програми розвитку газопостачання та газифікації Херсонської області на 2018-2020 роки, який затверджено відповідним розпорядженням голови обласної державної адміністрації від 03 жовтня 2018 року No 726».
Отметив частности, переходим к общему.
Какие исходные данные были известны накануне?
Слабость центральной власти и силовых органов: ни уходящий Янукович, ни приходящие майдановцы не имели сильной вертикали власти.
Преобладание в большинстве юго-восточных областей населения, причисляющего себя к русским, и которому не нравилась развивающаяся украинизация, в том числе языковая.
Наличие экономически интересных объектов, в первую очередь, нефти и газа.
И конкретно Крым.
Властные структуры были недовольны, так как компетенцию их, автономию Автономной Республики Крым, постоянно урезали.
Военные были недовольны, так как им приходилось соседствовать с более выгодно выглядевшими, после укрепления армии, российским контингентом, да и чувствовали некоторые из них, особенно после раздела флота, некими предателями.
Местное население было недовольно, так как Украина забросила даже ремонт инфраструктуры, особенно курортной, доставшейся ей после раздела Союза, да и легализация захваченной собственности татарами (отнюдь не всеми!) не добавляла энтузиазма.
Единственно, улучшение состояния наблюдалась у верхушки татар, их меджлиса, и посему владельцы полукриминального толка Чубаровы и Джемилевы так злятся и поныне.
И, главное, в Крыму уже был расположен почти 25-тысячный контингент российских войск и имелся форпост протестного движения — Севастополь, выкупленный за скидку на газ (эта скидка действовала и после майдана, значит, это было кому-то нужно).
При дальнейшем развитии проамериканских действий майдановцев, была реальная угроза потеря Севастополя (и флот ютился бы около Новороссийска, не имея даже нормального выхода в Азов).
Последним доводом для присоединения Крыма явились взлетевшие рейтинги «Вильяма нашего Шекспира» после «принуждения к миру Грузии», ну а для публики был организован, после фактического присоединения, референдум, в исходе которого, БЕЗ всяких подтасовок и давления, можно было не сомневаться.
Проигравшими остались оба народа: украинский — лишившийся дешевого отдыха на море (не смешите меня Одессой — почему же тогда около Геническа моря не видно от отдыхающих), и российский — из-за тех трат бюджета, которые идут на переориентацию снабжения из России.
Я не отношу сюда санкции, ибо «вчинить иск» западненцы все равно бы нашли повод: им совершенно не нужно экономическое развитие России — конкурента у границ. И только потому (а не по идеологическим или национальным причинам) с таким восторгом гробилась экономика бывших республик СССР.
Тут надо пояснить еще один вопрос — о передаче Хрущевым Крыма УССР. Можно искать множество причин, но вот экономически это было полностью оправдано: передача от одного хозяйственного субъекта другому (именно так рассматривались республики в СССР), при условии, что ВСЕ коммуникации Крыма (вода, электричество, газ, ж/д и автодороги), были завязаны на Украину.
Но эта передача была проведена с нарушением Конституции СССР, что родило ныне интересную коллизию. Дело в том, что, вступив в ООН полноправным членом, УССР, как и другие государства, зафиксировала себя в границах 1945 года, а передача Крыма, по международным законам, из-за нарушений, не является легитимной.
Наверно, задаетесь вопросом — почему же Украина не требует международного трибунала из-за аннексии Крыма, а только требует за него (и другие объекты) денег? Ну, во-первых, верхушке важен не Крым, а деньги, а во-вторых, у Украины у самой рыльце в пушку. Она аннексировала, никогда, ни при каких правителях, ей не принадлежавший, остров Змеиный. Не слышали? Этот остров, в устье Дуная, достался СССР по результатам войны, и позволяет, по крайней мере, вести наблюдение за всей Румынией и дунайским судоходством (что СССР и делал). То-то подозрительно часто в унисон поют Румыния и Украина, в частности, по вопросу Приднестровья.
Да и у Европы причин для трибунала нет — тогда за передел границ надо отвечать и по Косову, а так — за экономические убытки — нате вам экономические санкции. А ведь там так любят трибуналы!
Мне искренне жаль ДНР и ЛНР. В силу куда меньшей заинтересованности в угледобыче, отсутствия воинских контингентов России, результаты их точно таких же референдумов были проигнорированы и будут игнорироваться дальше. Команде ВВП не нужна была и не нужна сейчас территория, из-за которой могла произойти осечка присоединительного сценария, это не Крым, области легкодоступны и с суши, и с воды. Кроме того, на них отыгрывается роль миротворцев, этаких спасителей русского мира, ограничившись поставками гуманитарки (легально) и вооружений (нелегально) выступающим в роли буфера республикам (добавка «самопровозглашенные», от которой начали отходить только в последнее время, в российских СМИ красноречиво говорит об этом).
А как же я отношусь к присоединению Крыма? Оно произошло при согласии основной части населения, так что я воспринимаю это как данную историческую реальность.