Найти тему
Обзор фильмов.

Анализ "12 обезьян" Терри Гиллиама. Часть 1.

В поисках ягодного холма. Анализ” 12 обезьян " Терри Гиллиама

Часть 1.

В группе Монти Пайтона Терри Гиллиам был прежде всего карикатуристом-он создавал анимированные коллажи из живописных картин, графики и фотографий, иногда также появлялся в скетчах в качестве актера. Однако это не было вершиной его амбиций, поэтому в середине 70-х гг. он решил попробовать свои силы на режиссерском табурете. И это был выстрел в яблочко – через несколько лет у художника были такие знаковые произведения, как Монти Пайтон и Святой Грааль (1975), смысл жизни Монти Пайтона (1983), Бразилия (1985) или Приключения барона Мюнхгаузена (1988).

До этого момента он последовательно снимал фильмы, в которых он был, по крайней мере, соавтором. Первое исключение он сделал в начале 90-х., когда увлекся сценарием Фишера Кинга (1991). Это звание принесло ему такую репутацию, что впоследствии он практически мог переодеваться в проекты. 12 обезьян оказался вторым исключением – авторами сценария к нему были David Webb Peoples, который ранее, между прочим, написал Охотника runner (1982) и руководил Кровь героев (1989), и его жена Джанет Народов. Они оба питались сюжетом экспериментального моста (1962), который Гиллиам, как сообщается, даже не смотрел до 12 обезьян.

В 1997 году пять миллиардов человек умерли от действия смертельного вируса. Выжившие ушли под землю, оставив поверхность животным. Почти четыре десятилетия спустя группа ученых готовит проект по разработке вакцины и восстановлению планеты. Чтобы собрать необходимые данные о вирусе, они отправляют в прошлое Джеймса Коула-заключенного с сильной психикой и острым глазом. Их посланник по ошибке попадает в психиатрическую больницу в 1990 году, где знакомится с врачом Кэтрин Райлли и пациентом Джеффри Гоинсом-впоследствии лидером радикальной организации из 12 обезьян.

В работе Гиллиама содержится много предположений о том, что события постапокалиптического будущего могут быть лишь плодом душевнобольного ума главного героя. Уже в психиатрической больнице две короткие сцены наводят на сильный след. Во-первых, Джеффри рассказывает анекдот о человеке, который не может понять, что не может смотреть по телевизору программы, трансляция которых была закончена. Через минуту к говорящим подошел л. Джей. Вашингтон-пациент, осознающий, что он принадлежит к интеллектуальной элите планеты ого и в то же время осознающий, что воображаемая, вполне для него убедительная реальность-всего лишь плод его ума, убегающего от реальных проблем в фантазию.

Кажется, что сочетание двух упомянутых расстройств соответствует описанию психического состояния Джеймса Коула-из-за жизненных проблем он создаст себе в голове суррогатную реальность, в которой он способен двигаться в прошлое. Причем этот воображаемый мир строился бы на основе известных герою элементов реальной действительности. И Да, после избиения полицейских Коул попадает в тюрьму, завернутый в пленку, напоминающую прозрачный скафандр, в котором он исследовал поверхность в 2035 году. В оба раза его тело обеззараживается под сильным потоком воды, и в обоих его охраняют два охранника-белый и черный. В психиатрической больнице он прятал в рот паука, точно так же в дальнейшем собирал экземпляры насекомых и паукообразных для исследований. Машина времени напоминает больничный томограф (от обоих исходит фиолетовый свет). Комиссия врачей состоит из шести человек, в том числе одной женщины, так же, как и ряд ученых из будущего. В одной из сцен обе реальности прямо перед глазами Коула пронизывают – во время его побега из больницы проходящий мимо сторож на мгновение принимает лицо охранника из подземного мира.

Без сомнения, концепция психического заболевания кажется интересной, но она явно подрывается сценами, в которых Коул вообще не участвует, – трудно поверить, что они тоже представлялись. Поэтому лучше поставить несколько более мягкий тезис: поскольку человеческий разум не приспособлен к жизни в два разных времени, за переносом в прошлое следуют нарушения восприятия, которые приводят к перцептивной унификации обеих реальностей. В таком плане онтологический статус обоих миров бесспорен.

Стоит взглянуть на это после апокалипсиса, хотя большинство действий происходит за его пределами. Во-первых, жизнь людей на поверхности по-прежнему невозможна из-за активного вируса (или, по крайней мере, так утверждают ученые). Во-вторых, под землей возникло технократическое государство, в котором власть осуществляют ученые при содействии охранников. Первые, вероятно, сохраняют чрезвычайное положение в течение десятилетий, на что указывает действующий правовой кодекс, называемый Кодексом постоянной опасности (Permanent Emergency Code). На его основе большинство членов общества считались заключенными-других социальных слоев не видно. Их тоже, согласно технократической практике, держат в тесных, выстроенных одна у другой клетках, как лабораторных крыс (или... обезьян).