Самоизоляционные думы о пользе искусства и прямых эфиров
Я не сидела вплотную на самоизоляции. Я периодически ходила на работу и даже выбиралась в город пару-тройку раз, чтобы поснимать. Но все равно опыт показывает, что психика начинает мерно раскачиваться из стороны в сторону примерно через три дня сидения дома.
Сегодня вышла на улицу, чтобы ехать на работу. Нет, небо не давит (хоть и покрыто тучами), однако же ноги переставляются как-то неуверенно, все время тянет наткнуться на угол, споткнуться и полететь куда-нибудь вниз головой.
- Есть такой трэшовый американский фильм, называется «Поступление по трупам». Давний. Там один чувак, не главный персонаж, был компьютерным гением. И все время сидел дома (пиццу заказывал в доставке!). Но тут ему понадобилось спасти главного героя, а для этого надо было выйти на улицу. Как он по перилам лестницы вниз сползал, это надо видеть :) А вообще странная киношка.
За рулем еще веселее: я как будто разучилась водить. На самом деле это как на велосипеде кататься: садишься в машину, и руки и ноги вспоминают сами. Но в этот раз ехала, нажимала на тормоз и на газ, но при этом ощущала какую-то «не совсем» реальность происходящего. Как будто я в какой-то незнакомой местности или в симуляторе.
Человеческая психика имеет свою инерцию. Помню, когда мы уходили на этот странный режим полуработы (у меня получились периодические дежурства, остальное время дома), было неуютно. Теперь, когда пришло время выходить обратно, новый стресс – а зачем? Тем более что ни опасности вируса, ни темпы его прироста не преодолены и не уменьшены…
Город погружается в масочно-перчаточный режим. Он парадоксален и полон вопросов. Мы стараемся не соприкасаться с миром, но при этом нам необходимо активно жить в нем – дела не стоят на месте, а зарплата сама себя не заработает. Удивительно, как люди, бывшие ранее опорой, поддержкой, развлечением, чем-то дорогим и близким, отступают, отходят подальше, соблюдают дистанцию…
- Но поговорить все равно хочется! Даже мне (запишите это куда-нибудь!)
С другой стороны, люди, бывшие когда-то далекими-предалекими, становятся близкими и, в принципе, понятными. Тут каждый волен сам выбирать себе компанию. В моем конкретном случае это актеры и представители музыкального шоу-бизнеса. Они вынуждены были покинуть стадионы, театры и сцены, на которых выступали, у них остановились съемки, и из вечно занятых небожителей они вдруг стали простыми людьми. Ну, простыми, да не очень. Талант-то ведь не спрячешь, он и на карантине прорастает, у всех очень по-разному…
Некоторые люди (благослови их Господь!) взяли себе в привычку проводить ежедневные выступления. Кто-то читает детские книжки. Кто-то поет песни. Кто-то проводит прямые эфиры один или с друзьями. Учитывая регулярность подобной работы (а я считаю это работой!), ее поддерживающий настрой, я могу сказать, что все это очень помогает выжить дезориентированному сознанию. То есть я знаю, что вечером у меня книжки. Ближе к ночи – песни. А завтра – прямой эфир любимой актрисы. У меня есть расписание!
- Я и сама (хохо) подумываю о том, чтобы провести прямой эфир, но вполне осознаю комичность этой затеи: о чем я буду говорить?
- И мне все так же удивительно, как современные технологии, которых 20 лет назад не было и в помине (!) помогают нам видеть людей, которые живут на другом конце света, если повезет – общаться с ними, задавать вопросы, следить за их эмоциями, делиться своими переживаниями… Ребята, нам же очень повезло! Ну что бы мы делали сейчас без интернета? Вязали бы носки, читали книжки по кругу и звонили друзьям из телефона-автомата?
«О чем?» - это центральный вопрос прошлой недели. Как-то так получилось, что мой безвестный канал с несколькими сугубо личными подписчиками стал местом баталий по поводу «Зулейхи». Это меня удивило, точнее, удивили масштабы внимания к теме. Но еще раньше я удивилась тому, как легко и непринужденно мне давались эти километровые тексты – они вылетали из-под пальцев сами собой. Чуть ли не впервые в жизни я не могла остановить текст, который расползался на первую часть, вторую, третью… Вот что значит пропустить тему через себя!
Да, я хорошо поработала и получила ответ. Ну а теперь я в растерянности: что дальше? Думаю. Скандалов, интриг и расследований больше не хочется, событий в городе пока фактически никаких (ну разве что утка вывела утят, так разве ж это новость?)
По инерции «Зулейхи» посмотрела «Судьбу человека» с Евгением Морозовым. Ведущий Борис Корчевников, бедняга, видимо, сильно болеет, и программа получилась слегка заунывной. Но личность героя раскрыта, так что…
Потом решила пойти еще более легким путем, и вместо того, чтобы читать умные книжки про раскулачивание, стала смотреть сериал «Лондонград». Каюсь. Просто был настрой найти дома «Поднятую целину», перерыла полки – не нашла. Видимо, я помню какой-то другой книжный шкаф?
И вот, «Лондонград». Когда он шел по ТВ, я его не смотрела. Кажется, время было неудобное: я то ли была на работе, то ли ехала с нее.
Морозов там тоже есть (Я не фанатею! Я не фанатею!), но главную роль играет Никита Ефремов. Ефремов номер три, можно сказать. Я два дня смотрела на него и думала, на кого же он так похож, кроме папы с дедушкой. Сегодня придумала – на Сашу Петрова… Вот ведь черт.
Странно смотреть сейчас сериал, снятый (хоть и частично?) в Лондоне. Во-первых, весь мир захлопнулся, и Лондон – это все равно что другая планета. Во-вторых, я думаю о том, сколько стоили съемки (это же фунты!!!), и грущу от того, что когда-то российский канал вообще мог себе такое позволить. В-третьих, недоумеваю, почему же мне в 17 лет не влюблялось во все британское? Это бы меня, может, как-то подтолкнуло к чему-нибудь…
- А еще там играет Ингрид Олеринская. Я ее видела только в фильме «Неадекватные люди». Еще одно странное кино. Смотришь первый раз, думаешь: «Да что за бред?!» А когда пересматриваешь в четвертый раз спустя н-ное количество лет, прям балдеешь. Очень странно!
***
На работе отвоевали еще немного самоизоляции. Потому что ходить в перчатках и маске круглый день и бить перчаточными пальчиками по клавиатуре – это какой-то изврат. Понятно, что надо, и страшно, и снова надо, но нет. Вообще ситуация непонятная: мы все равно все время в опасности. Это не война, и мы спим в теплых постельках и едим супчики на собственной кухне, но все равно страшно. Неуютно. Непонятно. Никогда такого не было, и вот опять… Про деньги я уже вообще молчу (что будет с экономикой?!), а тех, у кого дети на дистанционке, искренне жалею.
- Я все чаще в уме произношу фразу: «Вот бы кто-нибудь про это диссертацию написал!» Кто-нибудь реально умный, просто взял и разложил бы все по полочкам. Как мы жили до вируса. Как мы живем сейчас. И как будем жить.
В Инстаграме один знакомый написал: «Не знал, что рассказать внукам. Жизнь сытая, компьютеры, развлечения. Теперь знаю. Вирус, перчатки, как сделать антисептик своими руками». А до внуков еще дожить надо, между прочим…
Но надо держаться. Это, может быть, да и скорее всего, только начало наших с вами приключений. Нам придется искать новые формы социального, новые формы прекрасного, строить новое искусство и, возможно, даже на архитектуру взглянуть по-новому (нам нужны просторные, но пустые комнаты…). Да и на геополитику: хорошо, что у нас страна большая, некоторым может просто места не хватить, чтобы социально дистанцироваться. Да и в России зимой далеко от печки не убежишь, хоть и 21 век.
Давайте не будем скучать, будем думать о хорошем, слушать музыку, писать рассказики. Я вот пытаюсь допридумывать один, может, получится.