Найти тему
Эффект Барнума

Вдохновение

Даже многолетние не согласны с одной версией многолетней философии.

Вторая крупная критика перманентности пришла в 2002 году, с книгой "Пересмотр теории трансперсональности" испанского психолога Хорхе Феррера. Он указывает на то, что многолетие является иерархическим и, следовательно, потенциально нетерпимым. Все религии истинны, но некоторые из них правдивее других.

Здесь полезно привести аргумент американского философа Дэвида Бентли Харта в "Опыте Божьем" (2013). Это удивительная книга для восточного православного богослова, посвященная многолетней философии (в ней Хаксли назвал "Многолетнюю философию" вдохновением). Харт утверждает, что критики теизма путают богов с Богом. Духовный мультиверс может быть полон множества различных сил и богов, к которым мы можем подключаться и проявлять себя по-разному. Но они не конечны, они временные существа или силы, как и все мы. Бог же, напротив, Сам есть Бытие, необусловленная вечная сущность, от которой исходит существование и от которой зависят все мироздания.

Существо может принимать различные формы, в зависимости от нашего душевного состояния и культурных ожиданий, и оно может играть с этими ожиданиями. Но это всё же Одно, Необусловленное, с которым мы можем столкнуться не только через мистические переживания, но и через логическое умозаключение из странных фактов Бытия и сознания.
-2

Тем не менее, согласие между всеми религиями возможно только на таких возвышенных абстрактных принципах, которые, как пишет английский богослов Кит Уорд в книге Религия в современном мире (2019), "слишком расплывчаты, чтобы быть основой реальных религиозных обязательств". Даже многолетние не согласны с одной из версий многолетней философии. Сам Хаксли за свою жизнь перешел от более строгого ведантского отношения к более расслабленному, принимающему тело махаянскому/тантрическому отношениям.

Уорд предлагает путь вперед, в мир конкурирующих религиозных конфессий, который проходит грань между нетерпимым эксклюзивным и все-таки релятивизмом. Можно назвать это симпатичным инклюзивностью (мой термин, а не Уорда). Эта точка зрения предполагает, что хорошо иметь духовное сообщество, с которым можно практиковаться, и один духовный путь, на который можно пойти, иначе в конце концов ты будешь разбрызгиваться по мелководьям, никогда ничего не добьешься. Неизбежно, что вы думаете, что одни пути лучше других, и это приведет к осуждению выбора некоторых людей - например, я нетерпимо отношусь к человеческим жертвоприношениям. Вероятно, вы будете думать, что ваш путь лучше, чем другие. В противном случае, зачем идти по нему?

Однако, любой грамотный или любопытный человек не может не заметить интересного сходства между духовными техниками разных традиций - меня поражает сходство между стоицизмом и буддизмом, например. Мы можем учиться на других путях и у путешественников на нашем пути, а также распознавать мудрость (возможно, божественную мудрость) в других традициях. Мы можем встретиться с практиками из других вероисповеданий в дружбе, как Далай-лама встречается со своим другом Десмондом Туту.

Крайне важно, что мы всегда можем помнить, что Бог/полная реальность больше, чем любая из наших религий, что человеческое понимание ограничено и склонно к ошибкам и грехам (особенно грехам чрезмерной неопределенности, высокомерию и нетерпимость), и, вероятно, все мы будем удивлены на этом пути. Межрелигиозный диалог - это не просто приятная внеклассная деятельность, с этой точки зрения, это неотъемлемая часть нашего путешествия за пределы наших предубеждений, глубже в истину.

Не каждый согласится с таким инклюзивным подходом. Некоторые будут настаивать на суровом выборе между Иисусом или адом, Кораном или адом. В некотором смысле, переопределенный эксклюзивность - это гораздо лучшая маркетинговая стратегия, чем симпатичный инклюзивность. Но если бы только часть населения мира открыла свой разум мудрости других религий, не оставив своей веры, мир стал бы лучше и спокойнее. Как и Олдос Хаксли, я все еще верю в возможность растущего духовного сближения между различными религиями и философиями, даже если сейчас кажется, что прилив и отлив идут в другую сторону.