RACER X
Snowball Of Doom: Live At The Whisky
℗ 2002 Shrapnel Records SH 1155 2
13 tracks = 51'45"
Супергруппа Racer X была и остается любимым детищем президента "фабрики гитарных талантов", калифорнийского независимого лейбла Shrapnel Records Майка Вэрни. Ведь Racer X стали первым проектом, сконструированным лично Майклом в качестве полигона для совершенствования талантов никому еще не известного 18-летнего гитарного дарования по имени Пол Гильберт и первоклассного вокалиста Джеффа Мартина (экс-Surgical Steel). Дебют "Street Lethal" (1986), записанный в компании студийного басиста-виртуоза Джона Элдерета и барабанщика Харри Гшоссера, потряс все основы тогдашней хэви-сцены и был немедленно объявлен "живой классикой": он оказался первым, сверхмелодичным и совершенно безупречным образчиком того, что впоследствии получило имя "классического американского пауэр-метала". Сами же Пол и Джефф предпочитали называть свой стиль "техно-металом", исходя из исполнительских возможностей группы. Технократическая составляющая была еще более усилена в том же году выпуском LP "Second Heat", записанном уже с новым барабанщиком Скоттом Трэвисом и вторым гитаристом Брюсом Булье. Казалось, что у Racer X на руках имеются все козыри, благодаря которым квинтет мог бы стать в кратчайший срок лучшей хэви-группой мира. Увы, этого не произошло: отсутствие должного менеджмента и понятные амбиции музыкантов привели к тому, что набравшиеся опыта "дети Майка Вэрни" улетели из родного гнезда в далеко не худших направлениях: Пол Гильберт стал первым парнем на деревне в составе коммерческой супергруппы Mr. Big, параллельно обустроив неплохую сольную карьеру; Скотт Трэвис засел за барабаны в Judas Priest и Fight; Джеффа Мартина также потянуло в сторону ударной установки таких разнородных групп, как Badlands, Blindside Blues Band, Black Symphony, UFO и Michael Schenker Group; а Джон Элдерет и Брюс Булье создали экспериментальный глэм-блюзовый состав The Scream. Цементация легенды была завершена выпуском двухчастного концертника "Exterme Volume – Live" (1988) / "Live Exterme Volume II" (1990), и казалось, имя Racer X стало окончательно принадлежать проклепанным 80-м.
Тем не менее, после окончательного разрыва с Mr.Big почти три года назад Пол Гильберт совершенно справедливо решил, что его битлообразные сольники не отражают уровня собственного мастерства, и решение о реформации Racer X в компании Джеффа, Джона и Скотта – сначала как чисто студийного проекта – не заставило себя ждать. Два превосходных вневременных CD "Technical Difficultes" (2000) и "Superheroes" (2001) положили конец всем дискуссиям на тему "какая же группа наиболее достоверно передает рок-дух 80-х", а потому было очевидно, что общение в плотном контакте с публикой – дело недалекого будущего, хотя и весьма затрудненное несовпадением рабочих графиков 3/4 квартета. И, наконец, 25 мая прошлого года Racer X вышли на сцену легендарного голливудского клуба “The Whisky A Go Go”, дабы сыграть свой первый за 13 (!) лет концерт, оказавшийся запечатленным ныне на обозреваемом CD.
Совершенно очевидно, что за годы своего совместного отсутствия на сцене музыканты Racer X ничего не забыли – так и подмывает назвать "Snowball Of Doom…" академическим концертным хэви-альбомом. Все инструментальные партии исполняются с невероятной точностью и безо всякой звуковой грязи – и это даже при том, что даже на слух ощущается, сколь велик набор гитарных эффектов в стойке у Пола. Возможно, что местами этим номерам несколько не хватает мощной поддержки второй гитары – все-таки инструмент ветерана аккомпанирующего сольного состава Пола и группы The Szuters Майка Сатера здесь не очень-то заметен, однако степень инструментального превосходства группы над конкурентами по-прежнему очевидна. Голос Джеффа также не подвержен влиянию времени, а уж перенесенную на CD энергетику выступления невозможно и описать – разве что только искры не сыплются из колонок. Да и подбор материала безупречен – по паре номеров с "Street Lethal" и "Second Heat", пять – с "Technical Difficultes" и четыре с "Superheroes", причем пьесы полубалладного толка полностью отсутствуют. Жестко, быстро и виртуозно – таким и должен быть настоящий рок-концерт. А то, что размеры аудитории невелики – не так уж и страшно. В конце концов этот факт никак не помешал Racer X пару месяцев назад провести весьма успешное турне по Японии – вообще первый тур группы за ее более чем 16-летнюю историю. Говоря кратко, "Snowball Of Doom…" даже не надо бороться за звание концертной классики в жанре хард-н-хэви – он является ею благодаря одному только факту своего выхода в свет.
Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №99 (31 мая 2002 года).
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •