ARJEN ANTHONY LUCASSEN'S STAR ONE
Space Metal (2 CD DigiBook / Ltd.)
℗ 2002 Inside Out Music IOMLTDCD 099 / SPV 089-65040 DCD
10 + 7 tracks = 55'49" + 40'55"
Плох тот рок-музыкант, который совершенно не помнит родства и совершенно искренне считает, что он – сам себе голова, а великое творческое наследие его предшественников никак не нуждается в авторском переосмыслении. По счастью, голландский композитор, мультиинструменталист и продюсер Арьен Энтони Лукассен, поднявшийся к мировой славе с монументальным прогрессив-роковым проектом Ayreon, совершенно не таков. И раньше-то Арьен обожал расписываться в любви к своим кумирам и их творчеству – будь то The Beatles (сольный альбом 1994 года "Pools Of Sorrow – Waves Of Joy", выпущенный под псевдонимом Anthony), само собой, Pink Floyd (обруганный многими за "чрезмерную мягкость" шедевр Ayreon "Universal Migrator Part 1: The Dream Sequencer", 2000), электронно-симфонические проекты начала 80-х (единственный прошлогодний CD проекта Ambeon "Fate Of A Dreamer"), а то и крайне оригинально понимаемый электропоп едва ли не Duran Duran той же эпохи (альбом Ayreon "Actual Fantasy", 1996). Теперь Арьен решил, что он вполне созрел для признания в любви к классическому британскому хард-року и арт-психоделике 70-х…
По отдающему хитрецой утвержданию самого идеолога проекта, название "Star One" было выбрано для того, чтобы дистанционироваться на обозреваемом альбоме от проекта Ayreon и вообще зарезервировать новую территорию для хэви-металлических работ. Да никак Арьен думает, что он всех обманул? А зачем же тогда помещать в буклет CD собственный комментарий о том, что все песни данного альбома написаны под впечатлением фильмов, действие которых происходит целиком и полностью в космосе? Впрочем, пищальная аналоговая интродукция "Lift-Off", исполненная лично Арьеном на антикварных клавишных инструментах вроде меллотрона 400/D и струнного синтезатора Solina мигом объясняет любому слушателю, что игра в 70-е начнется вот-вот!
И она действительно начинается с первыми же громовыми гитарно-клавишными риффами пьесы "Set Your Controls", вызывающими совершенно прямолинейные и нескрываемые автором аналогии с классическими структурами из пьес "Highway Star" (1972) и "Burn" (1973) Deep Purple. Из инструментария Арьена на "Space Metal" перекочевали только характернейшие тяжеленные ритм-гитары – кто бы мог подумать, что любимым инструментом маниакального гитариста теперь окажется классический орган Hammond! Лучше сразу внести ясность, и заявить прямо: да, "Space Metal" – это прогрессив-метал. Только не современный, а сугубо архаичный, будто бы сыгранный 25–30 лет назад, но при этом записанный на таком звуке, каковой в ту эпоху был абсолютно непредставим. Игре по правилам подчинена и манера продюсирования звука ударных сверхпрофессионала Эда Варби (кажется, что барабаны здесь записал молодой Кози Пауэлл) и, само собой, псевдоаналоговых клавишных соло знатных гостей – Йенса Йоханссона (Stratovarius) и незаменимого Эрика Норландера (Rocket Scientists). За пределами такой игры в прошлое на альбоме остались лишь откровенно прог-металлические номера "Master Of Darkness" и "Sandrider" в духе CD Ayreon "Universal Migrator Part 2: Flight Of The Migrator" (2000), записанные опять же с "аналоговым" звуком, да мрачноватая мини-прог-опера "Starchild". Термин "опера" упомянут не случайно – ведь каждую пьесу CD можно назвать оперой, ибо в их исполнении задействованы трое характернейших певцов – "Сэр" Рассел Аллен (Symphony X), Дэмиан Уильсон (экс-Landmarq и Threshold) и Дэн Свано (Nightingale, экс-Edge Of Sanity и Unicorn) – и одна певица – Флор Янсен (After Forever).
Но и на этом сюрпризы не кончаются: первый тираж альбома комплектуется превосходным бонус-CD, который просто необходимо иметь в коллекции хотя бы из-за наличия на нем почти десятиминутного попурри "Hawkwind Medley", составленного из фрагментов девяти классических пьес от "Master Of The Universe" до "Lost Chronicles" легендарных британских психоделических крестоносцев Hawkwind, причем партии ведущего вокала в этом ураганном номере исполенны самим бессменным лидером Hawkwind Дэйвом Броком. И еще пара сюрпризов в добавление к привычным по первому CD двойника номерам – во-первых, кавер-версия Дэвида Боуи "Space Oddity", являющаяся воистину сольным номером Арьена и представленная им в такой психоделической аранжировке, что и родной отец (Д. Боуи) ее бы не узнал. И логически замыкающая альбом скрытая акустическая пьеса (трек №7), по которой совершенно очевидно, что Арьен призывает слушателя не относиться слишком уж серьезно к своему очередному монументальному творению. Но где ж "ультрамодно и гиперсексуально" мыслящим "музыкальным обозревателям" крупнотиражной прессы дослушать этот двойник до конца! Впрочем, не для них предназначен "Space Metal", а для всех тех людей доброй воли, для кого 70-е – не только труднодобываемые альбомы Deep Purple, но и не менее труднодобываемые книги авторства Аркадия и Бориса Стругацких.
Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №99 (31 мая 2002 года).
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •