Штандарты Колен Израиля
Библия повествует, что эмблемы колен Израилевых были изображены на их знаменах во время скитаний по пустыне (Чис. 2:1,2). Согласно Мидрашу, на некоторых знаменах эмблема изображала животное, символизировавшее колено в благословении патриарха Иакова:
- Леви — урим и туммим
- Иехуда — лев (Быт. 49:9)
- Звулун — корабль (Быт. 49:13)
- Иссахар — солнце и луна (Хр. 12:32)
- Дан — змей / орел(Быт. 49:17)
- Нафтали — олень (Быт. 49:21)
- Ашер — олива (Быт. 49:20)
- Реувен — мандрагоровое яблоко (Быт. 30:14)
- Шимон — здания г. Шхем (Быт. 34:25)
- Гад — военный стан (Быт. 49:19)
- Эфраим — бык
- Менашше — единорог (Втор. 33:17)
- Биньямин — волк (Быт. 49:27)
Четыре главных знамени
Лагерь израильтян в пустыне делился на четыре группы по три колена, каждое с собственным знаменем:
- **Восток**: Иегуда (лев)
- **Запад**: Эфраим (бык)
- **Юг**: Реувен (мандрагора)
- **Север**: Дан (орёл)
С востока располагался легион ИЕУДЫ. Под знаменем Иеуды шли также: ИССАХАР, ЗЕВУЛУН.
С запада располагался легион ЭФРАИМА. Под его знаменем выступали также: МЕНАШЕ, БИНЬЯМИН.
На юге был легион РЕУВЕНА. Под знаменем Реувена шли: ШИМОН, ГАД.
На севере располагался легион ДАНА. Под знаменем Дана шли: АШЕР, НАФТАЛИ.
Эти четыре легиона соответствуют четырем легионам ангелов:
- легион Иеуды отображал Небесный легион, ведомый ангелом Гавриэлем;
- легион Эфраима соответствовал легиону ангелов во главе с Рефаэлем;
- легион Реувена соответствовал воинствам Небесным, возглавляемым Михаэлем;
- легион Дана был земным подобием Небесного легиона Уриэля (Бемидбар раба 2:9).
Кроме того, эмблемы, вышитые на четырех главных знаменах, соответствовали четырем земным созданиям - Тетраморфу, окружавшим Престол Небесной Славы, описанным в пророчестве Ехезкеля (1:10):
- человеческому образу у подножия Престола соответствовало знамя Реувена, на котором были вышиты растения дудаим (чьи корни внешне напоминают человека);
- облику льва, находившемуся под Престолом, отвечал флаг Иеуды с изображенным на нем львом;
- небесному образу быка соответствовал флаг Эфраима, на котором был вышит бык;
- лику орла у Престола подобен был орел, вышитый на знамени Дана.
Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно:
Двухглавый Орел
Лев и Единорог
Лев и Единорог — эмблематическая пара, встречающаяся в геральдике, литературе, архитектуре и изобразительном искусстве.
Широко распространён сюжет о битве между львом и единорогом. Вероятно, борьба этих животных символизирует победу лета (Лев) над весной (Единорог). Также их сражение может символизировать борьбу двух миров: наземного и подземного⁹9⁹9.
По мнению Ионы и Питера Оупи, которое изложено в «Оксфордском словаре детских стихов», сюжет о соперничестве Единорога и Льва появился несколько тысяч лет назад. Этот сюжет может коррелировать с ведийским мифом о битве между Индрой и Вритрой[6].
Сюжет о сражении льва и единорога есть в рыцарской поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей», повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», «Голубиной книге».
Поединок льва и единорога — частый образ в росписи синагог.
В одном из мидрашей рассказывается о том как царь Давид был свидетелем поединка льва и единорога. Давид пас овец и, приняв единорога за гору взобрался к нему на спину. Единорог встал и пастух оказался на небе. По просьбе Давида Бог послал льва, который принудил единорога пасть ниц, после чего пастух спустился на землю[20].
Также лев является символом колена Иегуды, а единорог символом колена Эфраима. Колено Иегуды возглавляло Южное Израильское царство, а колено Эфраима — Северное Израильское царство. Эти царства враждовали между собой. После того, как десять колен Северного царства были угнаны, они считаются потерянными и будут найдены только с приходом мессии. Поединок льва и единорога в росписях напоминает, что с приходом мессии должны объединиться ранее враждовавшие Северное и Южное царство, символами которых являются эти животные.
С начала XVIII века лев с единорогом начали изображаться на еврейских надгробиях.
Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии
Гербы Империи
Георгий Победоносец
Фраки́йский вса́дник — объект поклонения культа, распространённого в древней Фракии. Известен в основном по скульптурам и надписям, относящимся к периоду с IV века до н. э. по нач. IV века н. э.
В греческих и римских надписях его называют «героем» (часто hērōs или heros, реже hērōn, heron, eron). Имя фракийского всадника возможно происходит от фракийского слова «герой» — *ierus или *iarus, имеющего кельтские параллели[1], что подтверждает аналогию между этим фракийским божеством и греческими героями. Древнейшие памятники фракийскому всаднику относятся к IV веку до н. э., но его культ имел наибольшее распространение во Фракии и Нижней Мёзии во II—III вв. н. э. Римская иконография того времени показывает, что он отождествлялся с Асклепием, Аполлоном, Дионисом, Сильваном и другими божествами. При его описании использовались такие эпитеты, как sōtēr («спаситель») и iatros («целитель»). В районе современной Варны фракийский всадник был известен под именем Дарзалас (Darzalas) и его описывали как μέγας θεός («великий бог»).Святым Георгием московский всадник стал довольно поздно, а изначально это был светский конный воин, которого на Руси называли «ездец».
Чаще всего ездец рисовался в одном из трех вариантов – с мечом, с копьем и с соколом.
Именно ездец стал основой и московского и литовского герба, причем в обоих государствах он присутствует во всех трех вариантах.