Найти в Дзене

Генезис: Истоки всемирной геральдики

Оглавление

Штандарты Колен Израиля

Библия повествует, что эмблемы колен Израилевых были изображены на их знаменах во время скитаний по пустыне (Чис. 2:1,2). Согласно Мидрашу, на некоторых знаменах эмблема изображала животное, символизировавшее колено в благословении патриарха Иакова:

Штандарты Колен Израилевых
Штандарты Колен Израилевых
Символы Колен Израилевых
Символы Колен Израилевых
-3

Символв колен Израиля
Символв колен Израиля
Современные формы символов
Современные формы символов
-6

  • Леви — урим и туммим
  • Иехуда — лев (Быт. 49:9)
  • Звулун — корабль (Быт. 49:13)
  • Иссахар — солнце и луна (Хр. 12:32)
  • Дан — змей / орел(Быт. 49:17)
  • Нафтали — олень (Быт. 49:21)
  • Ашер — олива (Быт. 49:20)
  • Реувен — мандрагоровое яблоко (Быт. 30:14)
  • Шимон — здания г. Шхем (Быт. 34:25)
  • Гад — военный стан (Быт. 49:19)
  • Эфраим — бык
  • Менашше — единорог (Втор. 33:17)
  • Биньямин — волк (Быт. 49:27)

Четыре главных знамени

Лагерь израильтян в пустыне делился на четыре группы по три колена, каждое с собственным знаменем:  

- **Восток**: Иегуда (лев)

- **Запад**: Эфраим (бык)

- **Юг**: Реувен (мандрагора)

- **Север**: Дан (орёл)

С востока располагался легион ИЕУДЫ. Под знаменем Иеуды шли также: ИССАХАР, ЗЕВУЛУН.

С запада располагался легион ЭФРАИМА. Под его знаменем выступали также: МЕНАШЕ, БИНЬЯМИН.

На юге был легион РЕУВЕНА. Под знаменем Реувена шли: ШИМОН, ГАД.

На севере располагался легион ДАНА. Под знаменем Дана шли: АШЕР, НАФТАЛИ.

Эти четыре легиона соответствуют четырем легионам ангелов:

  1. легион Иеуды отображал Небесный легион, ведомый ангелом Гавриэлем;
  2. легион Эфраима соответствовал легиону ангелов во главе с Рефаэлем;
  3. легион Реувена соответствовал воинствам Небесным, возглавляемым Михаэлем;
  4. легион Дана был земным подобием Небесного легиона Уриэля (Бемидбар раба 2:9).

Кроме того, эмблемы, вышитые на четырех главных знаменах, соответствовали четырем земным созданиям - Тетраморфу, окружавшим Престол Небесной Славы, описанным в пророчестве Ехезкеля (1:10):

  • человеческому образу у подножия Престола соответствовало знамя Реувена, на котором были вышиты растения дудаим (чьи корни внешне напоминают человека);
  • облику льва, находившемуся под Престолом, отвечал флаг Иеуды с изображенным на нем львом;
  • небесному образу быка соответствовал флаг Эфраима, на котором был вышит бык;
  • лику орла у Престола подобен был орел, вышитый на знамени Дана.

Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно:

Двухглавый Орел

Двухглавый Орел в синагоге. Орел - олицетворение  Творца, зайцы - творение
Двухглавый Орел в синагоге. Орел - олицетворение Творца, зайцы - творение
Герб Хеттов
Герб Хеттов
Гандаберунда - воплощение Вишну
Гандаберунда - воплощение Вишну

Герб Византии
Герб Византии

Лев и Единорог

Лев и Единорог в синагоге
Лев и Единорог в синагоге

Лев и Единорог — эмблематическая пара, встречающаяся в геральдике, литературе, архитектуре и изобразительном искусстве.

Широко распространён сюжет о битве между львом и единорогом. Вероятно, борьба этих животных символизирует победу лета (Лев) над весной (Единорог). Также их сражение может символизировать борьбу двух миров: наземного и подземного⁹9⁹9.

По мнению Ионы и Питера Оупи, которое изложено в «Оксфордском словаре детских стихов», сюжет о соперничестве Единорога и Льва появился несколько тысяч лет назад. Этот сюжет может коррелировать с ведийским мифом о битве между Индрой и Вритрой[6].

Сюжет о сражении льва и единорога есть в рыцарской поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей», повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», «Голубиной книге».

Поединок льва и единорога — частый образ в росписи синагог.

В одном из мидрашей рассказывается о том как царь Давид был свидетелем поединка льва и единорога. Давид пас овец и, приняв единорога за гору взобрался к нему на спину. Единорог встал и пастух оказался на небе. По просьбе Давида Бог послал льва, который принудил единорога пасть ниц, после чего пастух спустился на землю[20].

Также лев является символом колена Иегуды, а единорог символом колена Эфраима. Колено Иегуды возглавляло Южное Израильское царство, а колено Эфраима — Северное Израильское царство. Эти царства враждовали между собой. После того, как десять колен Северного царства были угнаны, они считаются потерянными и будут найдены только с приходом мессии. Поединок льва и единорога в росписях напоминает, что с приходом мессии должны объединиться ранее враждовавшие Северное и Южное царство, символами которых являются эти животные.

С начала XVIII века лев с единорогом начали изображаться на еврейских надгробиях.

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии

Знамя Ермака Покорителя Сибири
Знамя Ермака Покорителя Сибири

Единороги на Гербе Шотландии
Единороги на Гербе Шотландии
Эмблема колена Эфраима
Эмблема колена Эфраима
-15
-16
-17
-18
-19

Гербы Империи

Большой герб Российской Империи
Большой герб Российской Империи
Большой герб Британской империи
Большой герб Британской империи
Большой герб Римской Империи
Большой герб Римской Империи

Георгий Победоносец

Бог Гор с головой сокола поражает демона Сета в образе крокодила.
Бог Гор с головой сокола поражает демона Сета в образе крокодила.

Фраки́йский вса́дник — объект поклонения культа, распространённого в древней Фракии. Известен в основном по скульптурам и надписям, относящимся к периоду с IV века до н. э. по нач. IV века н. э.

-24

В греческих и римских надписях его называют «героем» (часто hērōs или heros, реже hērōnheroneron). Имя фракийского всадника возможно происходит от фракийского слова «герой» — *ierus или *iarus, имеющего кельтские параллели[1], что подтверждает аналогию между этим фракийским божеством и греческими героями. Древнейшие памятники фракийскому всаднику относятся к IV веку до н. э., но его культ имел наибольшее распространение во Фракии и Нижней Мёзии во II—III вв. н. э. Римская иконография того времени показывает, что он отождествлялся с АсклепиемАполлономДионисомСильваном и другими божествами. При его описании использовались такие эпитеты, как sōtēr («спаситель») и iatros («целитель»). В районе современной Варны фракийский всадник был известен под именем Дарзалас (Darzalas) и его описывали как μέγας θεός («великий бог»).Святым Георгием московский всадник стал довольно поздно, а изначально это был светский конный воин, которого на Руси называли «ездец».

Чаще всего ездец рисовался в одном из трех вариантов – с мечом, с копьем и с соколом.

Именно ездец стал основой и московского и литовского герба, причем в обоих государствах он присутствует во всех трех вариантах.

Грузия
Грузия

Герб Грузии
Герб Грузии
Герб Москвы
Герб Москвы

Геральдика | Генезис с Александром Лазаревым | Дзен