Найти тему

Дягилев юность

Редкая биография русских художников конца 19 начала 20 века обходиться без упоминания хотя бы косвенно такой яркой звезды как Сергей Дягилев. Создатель знаменитых «Русских балетов», энтрепренер и просто прекрасный пример того, как взять от этой жизни всё, Дягилев умел находить деньги для своих постановок буквально в воздухе, при этом все время был по уши в долгах. Его вечно обвиняли в том, что он не разбирается ни в живописи, ни в музыке, но он не боялся рисковать и за что бы не брался, везде становился центром своей собственной маленькой вселенной. Кто-то искренне считал его ужасным тираном, а кто-то наоборт самым мягкосердечным и чувствительным человеком. Об этой невероятной личности и пойдет речь. Итак!!! Дягилев родился 31 марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье офицера-кавалергарда потомственного дворянина. Он рано остался без матери и его отец решил повторно жениться. С мачехой Еленой у Сергея складываются очень теплые отношения, она полностью заменила ему мать. Даже когда Сергей узнает от отца, что Елена не является его родной матерью, это ничего между ними не меняет. Всю жизнь они ведут постоянную переписку. Однажды мачеха признается: «Я хотела непременно увидать тебя перед своей свадьбой. Ты был для меня почти вопросом жизни и смерти, так как я решила втайне, что, несмотря на любовь мою к твоему отцу, я не выйду за него, если не почувствую, что могу горячо любить и тебя.» Сама Елена предстает на этих страницах женщиной мечтательной, добросердечной, любящей, с большим почтением относящейся к интеллектуальным авторитетам. Ее наиболее характерная черта – это, пожалуй, поразительный оптимизм: любые неудачи она отметала, либо напрочь забывала о них, либо просто их не замечала. Эти черты она воспитала и в своем пасынке. Зиму Дягилевы проводили в Санкт-Петербурге или за границей, а на лето уезжали в свое семейное поместье в Бикбарде (там же был и винокуренный завод отца), находившееся от Перми более чем в трехстах километрах. Там собирались вместе все родственники (порой более пятидесяти человек), музицировали, разыгрывали любительские спектакли, читали стихи, ели и пили. Дягилевы жили примерно похоже и в Петербурге, и в Бикбарде, то есть на широкую ногу: они ездили в длительные поездки, содержали слуг (по меньшей мере гувернантку, няню, кухарку и лакея), а также имели под рукой немного странного домашнего доктора, в обязанности которого входило следить за здоровьем Сергея. Отношения Дягилева с отцом были безразличными. В семнадцать лет, Павел Дягилев вдруг вмешался в воспитание сына. Он решил, что Сергею пора расстаться с невинностью, и отвел его к проститутке, что было довольно распространенным явлением в дворянской среде. До отмены крепостного права для этого обычно привлекали крепостных крестьянок (и традиция эта продолжалась еще некоторое время на селе), затем подобная миссия была возложена на официальных городских проституток. Когда Сергей стал достаточно взрослым было принято решение отдать его учиться на юриста. Для представителей аристократии существовало лишь два способа продвижения по общественной лестнице и укрепления своего положения в обществе: это служба в армии, либо чиновничья карьера. Сергей не был создан для армии, и поэтому решили (вероятно, без долгих обсуждений), что государственная служба подойдет ему гораздо больше. Однако, приехав в Петербург, он вместо занятий, все время посещает выставки и музеи, записывается на уроки вокала и берет уроки музчкальной композиции. Он сводит личное знакомство с композиторами, в частности с представителями «Могучей кучки» - (эти композиторы отстаивали национальную программу в музыке, путем введения фольклорных (народных) мотивов). Музыкальные вечера, которые Дягилев постоянно посещает, позволили ему оказаться в самой гуще музыкальной жизни Петербурга уже в 1893 году. Это необходимо знать, поскольку произведения композиторов «Могучей кучки» будут занимать важное место в репертуаре «Русского балета» вплоть до начала Первой мировой войны...