Что такое множественная личность или диссоциативное расстройство идентичности ?
Прежде всего стоит разобрать термин “диссоциация”. Это бессознательный процесс нашей психики, который можно отнести к механизмам психологической защиты.
В той или иной степени диссоциация свойственна каждому из нас. Например, с вами случается негативное событие, вам трудно его пережить, но со временем ваше сознание само по себе притупляет воспоминания о пережитой ситуации. Негативные эмоции постепенно затихают, становится легче вспоминать о болезненных событиях. У некоторых людей может появиться ощущение, что это произошло с кем-то другим. Это нормальные диссоциативные процессы.
Но в некоторых случаях, при слишком серьезной травме или при определенных особенностях личности, диссоциация не останавливается на уровне защитного механизма. Она трансформируется в психологический процесс. Бывает так, что события в принципе вытесняются из памяти, это явление диссоциативной амнезии.
Диссоциативное расстройство идентичности — крайняя степень диссоциации. Когда вытесненные события не просто становятся неким пробелом в памяти, а обретают собственную структуру, то есть образовывают так называемую личность, как считалось раньше, — сейчас это принято называть идентичностью. Психиатры придерживаются мнения, что множественной личности не может быть в принципе: существует множество идентичностей, но интеграция в цельную личность отсутствует.
Почему появляется ДРИ?
Основная причина возникновения ДРИ, как и во всех диссоциациях, — серьезная психологическая травма. Исследования показывают, что в 80% это сексуальное насилие или насилие в целом. Причем оно, как правило, сопровождается каким-то из ряда вон выходящим физическим воздействием.
Но почему у человека не возникает посттравматического стрессового расстройства (ссылка), причиной которого так же является болезненный жизненный опыт, а появляется несколько идентичностей. Отличие заключается в возрасте человека, когда с ним произошло травмирующее событие. Чаще всего ДРИ диагностируется у людей, переживших травму в раннем возрасте — с 3 до 10-12 лет.
С трех лет у ребенка формируется понимание постоянства вещей. Например, трехлетнему ребенку показали игрушку, а потом спрятали её: он знает, что игрушка где-то есть, поэтому может закричать или заплакать, чтобы её вернули. До этого возраста дети не воспринимают вещи так, то есть если малышу показать игрушку, а потом убрать, то все будет нормально.
Дальше ребенок изучает, где он, где мир. При этом он не осознает себя как целостную личность. По сути, его личность на данном этапе развития является набором моделей поведения в разных ситуациях: где-то агрессивное, где-то мягкое и спокойное.
К подростковому возрасту все эти состояния интегрируются в одну личность: начинает развиваться собственное “я”. Приходит понимание: “даже если в различных ситуациях я веду себя по-разному, это всё равно всё тот же я”.
Таким образом, если травмирующее событие происходит до этапа формирования личности, психика ребенка вытесняет это событие из памяти и образовывается второе, защитное “я”.
Виды идентичностей
Надо понимать, что образование идентичностей — защитный механизм. Каждая из них на определённом этапе развития выполняла свою функцию. Психиатрическое сообщество классифицирует эти идентичности.
Видов идентичностей у людей с ДРИ не так уж и много. Это связано с функциями, которые они выполняют.
Главная личность — та, которая живет и осознает себя большую часть времени. Именно эта личность чаще всего приходит к терапевту. Обычно с жалобами на соматические или частично соматические симптомы: бессонницу, проблемы с аппетитом, различные болевые ощущения, плохое настроение. Реже — с подозрением на “раздвоение личности”.
Детская личность — та, чей возраст не соответствует биологическому возрасту человека. Она отличается инфантильным поведением, незрелыми взглядами на жизнь. Чаще всего “выходит на свет”, когда главная личность попадает в стрессовую ситуацию, напоминающую о детской травме. Бывает, что детская альтерличность представляет собой ребенка 2-3 лет, обладающего ограниченным набором умений (ходить, есть, издавать звуки) и не способного выражать свои мысли.
Преследующая личность хранит негативные эмоции, испытывает злость на главную личность. Может совершать агрессивные поступки социального действия. Пренебрежительно относится ко всем сферам жизни главной личности. Преследующей личности свойственны опрометчивые поступки, за которые потом приходится расплачиваться главной.
Суицидальная личность имеет исключительно одну цель — убить себя.
Защищающая личность — вероятно, единственная личность, которая может причинить вред окружающим людям. Это касается стрессовых ситуаций. Например, если на человека с ДРИ нападут, скорее всего,эта альтерличность будет активна: может защищаться или нападать. Но она не склонна к агрессивному поведению, она именно защищает, как может.
Внутренний помощник — к ней чаще всего обращается психотерапевт. Эта альтерличность хранит память всех событий, знает обо всем. Имеет контакт со всеми остальными.
Личность, отвечающая за таланты: чаще всего это творческие способности.
Личность с физическими недостатками — не ходячая или глухая. Зафиксированы случаи, когда родители человека с множественными личностями обращались за помощью с жалобами о том, что их ребенок периодически не чувствует ног и не может ходить, но спустя недели две снова полностью здоров и не только стоит, но и бегает.
Демоническая альтерличность — та, которая приобрела некие демонические признаки. Довольно часто такие случаи встречались в Западной культуре, еще чаще — в племенных народах. Но ничего общего с вселением злых духов тут нет. Эта демонизация никак не обоснована.
Это не все виды альтерличностей, они разные — в зависимости от функции и истории самого человека.
Но сама суть в том, что людей с ДРИ либо идеализируют, либо демонизируют. Как, например, в фильме “Сплит”. У главного героя 24 идентичности, последняя из которых представляет собой “Зверя” — пуленепробиваемого монстра с невероятной силой, который раздвигает стальные двери и лазает по стенам. Это самое некорректное представление о ДРИ в кинематографе. Нужно понимать, что люди с ДРИ — это такие же люди, как и все, с той лишь разницей, что в раннем детстве с ними случилось нечто ужасное, в связи с чем их психика запустила защитный механизм через создание альтерличности.
Это мифы о диагнозе. О них мы расскажем в следующем материале, а пока, если вас заинтересовала тема ДРИ — послушайте подкаст с врачом-психиатром об этом диагнозе: