Для тех, кто говорит, что гнев разрушителен или бессмысленен: Не так! Гнев подстегивает и поддерживает нас, чтобы мы действовали во имя справедливости.
Ты украл мои мечты и мое детство своими пустыми словами.
И все же я один из счастливчиков.
Люди страдают. Люди умирают. Целые экосистемы рушатся.
Мы находимся в начале массового вымирания, и все, о чем вы можете говорить - это деньги и сказки о вечном экономическом росте. Как вы смеете!
- Грета Тунберг, 23 сентября 2019 года, Нью-Йорк.
На своем выступлении на саммите Организации Объединенных Наций, посвященном надвигающемуся климатическому кризису, 16-летняя Грета Тунберг говорила со страстью и гневом, призывая тех, кто апатично относится к проблеме глобального потепления. Ее выступление было подвергнуто критике со стороны многих за воинственность Тунберг, которая якобы отпугивает потенциальных симпатизирующих движению людей. Гнев отдаляет, расстраивает и даже исключает в определенных обстоятельствах - однако нельзя не почувствовать, что гнев Тунберг, по крайней мере, частично оправдан. В конце концов, именно десятилетия безудержной эмиссии углекислого газа и индустриализации привели нас к той неразберихе, в которой мы находимся сегодня.
Речь Тунберг - и то, что мы из нее делаем, - олицетворяет вековой конфликт между теми, кто выступает против гнева за его кажущиеся контрпродуктивными последствия, и теми, кто находит гнев естественной и адекватной человеческой эмоцией, имеющей ценность как в общественной, так и в частной сфере. От праведного, всемирного гнева, положившего начало Женскому маршу 2017 года, на следующий день после инаугурации Дональда Трампа в качестве президента США, до нигилистического гнева, подстегнувшего движение против законопроекта об экстрадиции в Гонконге, до страшного гнева, вызванного продолжающимися по всей Индии акциями протеста против Закона о внесении поправок в Закон о борьбе с антигражданством (CAA) - вопрос один и тот же: в чем ценность гнева?
Для Аристотеля гнев был "желанием, сопровождаемым болью за воспринимаемую месть, вызванную воспринимаемым незначительным, направленным против себя или своих, незначительным существом, незаслуженным". Таким образом, гнев реагирует на воспринимаемое нарушение и встраивает в него мстительное стремление отомстить. Подумайте о том времени, когда ваш лучший друг солгал вам, или когда ваш заветный велосипед был украден - это больно, но это также заставило вас чувствовать себя так, как если бы вы были обязаны ответы.
Философ Амия Сринивасан из Оксфордского университета - сторонница заслуг гнева. Ее работы заставляют задуматься о гневе, широко распространяясь в различных областях - от политологии и социологии до феминистской эпистемологии. Среди многочисленных аргументов в своей фундаментальной статье "Острота гнева" (2018) она отмечает, что гнев может быть продуктивным эпистемным - то есть, в производстве, формировании и организации наших знаний и понимания. Лучше всего она позволяет жертвам осознать свое угнетение, усиливая их эмоции и позволяя им сосредоточиться на специфических особенностях своей виктимизации. Жертвам несправедливости или обстоятельств часто говорят, что угнетатели винят в этом самих себя; рассмотрим, например, мать-одиночку чернокожего цвета, которую обвиняют в "выборе" стать "королевой благосостояния", или тех, кто томится в гонконгских домах в клетке, где им говорят, что их социально-экономические обстоятельства - это их собственная вина. Освещение и отказ от своего жизненного опыта - неотъемлемая часть повседневной жизни для безголосого. Гнев дарит тем, кто ошибается или кого оскорбляют, стойкость, чтобы сказать: "Нет! Это не моя вина". Она проясняет несправедливость, с которой они сталкиваются, позволяя людям разобраться в своей ситуации, имея доступ к своим подлинным чувствам.
Гнев эпистемически ценен не только для человека, но и для окружающих. Философ Элисон Джаггар из Университета Колорадо Боулдер отмечает в работе "Справедливые методы" (2014), что "гнев становится феминистским, когда он включает в себя ощущение того, что постоянная навязчивая идея, которую испытывает одна женщина, является единичным примером широко распространенного сексуального домогательства". Это эмоция, которая как выходит за рамки, так и объединяет людей, создавая контекст для жалоб отдельного человека. Женщины, участвовавшие в "Марше 2017 года", нашли утешение и уверенность в своем общем гневе, зная, что они не единственные, кто возмущен решением страны избрать президентом Трампа. При умелой кооптации по справедливым причинам гнев позволяет жертвам выявлять сходства в их жизненном опыте, преодолевая поверхностные различия, которые разъединяют их друг от друга.
Философ Максим Лепутр из Наффилдского колледжа в Оксфорде утверждает, что гнев - в том виде, в каком он выражается в речи или невербальных подсказках, - может направить внимание на самые насущные с моральной точки зрения особенности конкретных ситуаций. Например, жертвы домашнего насилия посредством спонтанного гнева публично заявляют о масштабах насилия и боли, которую они испытывают от рук своих обидчиков. Гневная речь Тунберг напоминает нам о том, насколько мы активно, в настоящее время причастны к сохранению климатических изменений. Коммуникативный гнев помогает нам понять, что поставлено на карту, и что наиболее важно для тех, с кем мы разговариваем.