Каждый из вас хоть раз задумывался о несправедливости вручения наград тому или иному фильму/актеру/актрисе и так далее. Да, члены Академии тоже люди и их мнения субъективны. Я всегда делаю на это скидку, но иногда происходит что-то совсем странное. То, что вызывает общественное недовольство и диссонанс в прессе, недоумение критиков и слезы поклонников. Я проанализировала все церемонии за последние три десятка лет и выделил пятнадцать наиболее спорных премий за этот промежуток. Я выделила их в хронологическом порядке.
"Оскар" 1994. "Форрест Гамп" вместо "Криминального чтива" и "Побега из Шоушенка".
А теперь давайте разберемся, пока вы не закрыли статью и не закидали меня тухлыми томатами. 1994 год выдался одним из самых урожайных в мире кино за всю его историю. В свет вышло сразу три фильма, попавшие в золотой фонд кино и прочно засевшие во всевозможных рейтингах на лидирующих позициях. Кстати, именно "Побег из Шоушенка" занял первое место по версии IMDb (Кинопоиска тоже), как лучший фильм всех времен и народов.
Почему же "Оскар" за лучший фильм 1994 так противоречив? Мы не спорим, что Том Хэнкс наиграл на лучшую мужскую роль, это был великолепный перфоманс и он заслуженно получил статуэтку. Но вы действительно считаете, что "Форрест Гамп" лучше "Криминального чтива"?
Киноакадемики любят драмы, душевные истории, надлом, а если в кино еще восхваляется Америка, тогда вы выбили страйк. Умственно отсталый герой войны и патриот до мозга костей, ну что может быть лучше? Я обожаю "Форреста Гампа", пересматривал его десятки раз, но считаю, что "Побег из Шоушенка" достоин статуэтки больше и тарантиновское "Криминальное чтиво" тоже. Противоречивый "Оскар", но самый непротиворечивый из всей моей подборки.
"Оскар" 1999. "Влюбленный Шекспир" вместо "Спасти рядового Райана".
Вы слышали о Харви Вайнштейне? В кулуарах говорили, что если он приложил руку к фильму, то тот обязан был взять "Оскар". Так же, его фаворитки из актрис без статуэтки не уходили, как правило. До недавних пор самый влиятельный продюсер в Голливуде. Именно под его крылом Дженнифер Лоуренс получила свой "Оскар", но об этом попозже. Похожая история и с Гвинет Пэлтроу, которую после сексуальных отношений тесного общения продюсер продвинул на "Оскар" за лучшую женскую роль, и она обошла Кейт Бланшетт и Мэрил Стрип (стоит ли говорить об этой несправедливости более подробно?). Говорят, что Вайнштейн имел колоссальное влияние на комиссию "Оскара" и чуть ли не собственноручно выбирал лауреатов. Конечно, это лишь слухи и громогласные выводы, но нет дыма без огня. Так и получилось в 1999 году, когда очень милая выдуманная история о Шекспире, которую можно с удовольствием посмотреть "под попкорн" взяла и обошла в погоне за "Оскаром" пронзительную драму о Второй Мировой войне "Спасти рядового Райана", где блистал молодой Том Хэнкс.
Все знают о негласной традиции и связи "Оскаров" за лучшую режиссуру и за лучший фильм. В 1999 году лучшим режиссером стал Стивен Спилберг, но "Оскар" за лучший фильм он не получил, ведь в номинации был "Влюбленный Шекспир" Вайнштейна.
"Оскар" 1999. "Жизнь прекрасна" и лучший актер Роберто Бениньи вместо Эдварда Нортона и Тома Хэнкса.
На церемонии 1999 года был еще один скандал, который разгорелся в средствах массовой информации уже после. Почему выбор киноакадемиков пал на Бениньи до сих пор загадка похлеще появления кругов на полях (НЛО). Да, он был хорош, настолько насколько требует роль в итальянской трагикомедии. Нортон же, в свою очередь, лез вон из кожи, показал весь спектр человеческих эмоций, становление личности от начала и до конца, глубокую душевную боль, драму. Он был богом на экране. Даже Том Хэнкс ("Спасти рядового Райана") на фоне Нортона немного поник, а вот Роберто Бениньи видимо нет. Для меня - это главный провал той церемонии. С тех пор таких сильных несправедливостей в номинации на лучшую мужскую роль не наблюдалось. Сделали выводы.
"Оскар" 2003. "Чикаго" вместо душераздирающего "Пианиста", а ведь были еще "Банды Нью-Йорка" и "Властелин Колец 2".
Скорсезе не любят академики. Как по-другому объяснить 10 номинаций "Банды Нью-Йорка" и полное отсутствие наград? Что же касается "Чикаго". Да, прекрасный фильм, музыкальный, вернул моду на мюзиклы, достойная работа в кадре каждой актрисы. Все очень красиво. Именно красиво, но красиво, не значит гениально. С другой стороны, откровенный "Пианист" про музыканта-еврея, выживающего во времена процветающего фашизма. И вновь лучший режиссер Роман Полански, но он (по мнению академиков) снял не лучший фильм. Как так? А "Банды Нью-Йорка" с неповторимым Дэй-Льюисом и одаренным ДиКаприо в главных ролях? Стильный, драматичный, поднимающий острую тему эмиграции... но лучший фильм "Чикаго". Противоречиво? Конечно!
"Оскар" 2003. Николь Кидман - лучшая женская роль за "Часы" вместо Джулианны Мур, Рене Зеллвегер и Сальмы Хайек.
Николь прекрасно смотрелась в "Часах", она вообще великолепная актриса и я включил ее в свой рейтинг 20 лучших актрис современности. Но ведь в "Часах" она играет без двух минут роль второго плана. Меньше получаса в кадре и "Оскар" лучшей актрисе главной роли, в то время, когда Джулианна Мур была гениальна во "Вдали от Рая", Сальма Хайек сыграла свою лучшую роль во "Фриде" и Рене Зеллвегер просто блистала в "Чикаго". Такой вот он "Оскар". Непредсказуемый.
"Оскар" 2005. Джейми Фокс за "Рэй" вместо Леонардо ДиКаприо за "Авиатор".
Сколько угодно можно спорить о той церемонии. Да, Джейми Фокс проделал отличную работу. Чтобы быть в кадре органичным он носил линзы, которые закрывали зрачки и по-настоящему был слепым. Оденьте мне такие и я тоже буду отлично играть слепого, ведь буду им в прямом смысле. Ну в самом деле! "Рэй" знаковый фильм, это американская история, история одного из величайших чернокожих музыкантов, легенды джаза, который несмотря на расовую предвзятость и потерю зрения стал легендой. Впечатляет! Ко всему, киноакадемики стараются не шутить с чернокожими и фильмами про них. Каламбур такой, ведь чернокожие - лучшие комики. Опять шучу. Одним словом, Джейми не превзошел ДиКаприо в 2004, не превзошел сейчас и не превзойдет потом. Его роль просто значила больше на тот момент. ДиКаприо в "Авиаторе", кстати, сыграл одну из своих лучших ролей вообще за кинокарьеру.
"Оскар" 2006. "Столкновение" вместо "Горбатой горы".
Кстати, одна из самых слабых церемоний на моей памяти, но не об этом. Толерантность сыграла в обратную сторону. Слишком смелый и яркий фильм о любви двух ковбоев вызвал очень много противоречий, чтобы на блюдечке вынести ему "Оскар", который он и заслуживал тогда. Казалось, что гомосексуальный сюжет чуть-ли не смутил академиков. Я не смотрел "Столкновение" до этого и для статьи решил ознакомиться. Друзья, это лучше "Горбатой горы"? Серьезно? И это я еще будучи в России пишу, наверное толерантная Европа вообще ахнула от необъяснимой несправедливости тогда. И вновь лучший режиссер не получает награду за лучший фильм. Мы уже привыкли.
"Оскар" 2011. "Король говорит!" вместо "Боец", "Начало", "Социальная сеть", "Черный лебедь", да чего угодно!
И вновь Харви Вайнштейн... если церемония "Оскар" - Аграба из "Алладина", то Харви в ней Джафар. Колдует он своей палкой, простите... колдует и кладет статуэтки в копилочку. "Король говорит!" фильм разговорного жанра, такое любят киноакадемики, и игра актеров прекрасная, но серьезно? Он же весьма заурядный, почти непримечательный, просто хороший. Лучший фильм? Прямо-таки лучший?
Продолжение будет завтра, подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте! Спасибо! С уважением, Киноманка.