Напомним, мы продолжаем пересказ (с сокращениями и дополнениями) из книг Захария Ситчина о самой древней на Земле Шумерской цивилизации. Исследования и книги Захария Ситчина нередко подвергаются критике со стороны "официальной науки", однако, мы будем ссылаться и цитировать те его тексты, которые опираются на известные и признанные той же наукой артефакты. Основные цитаты будут приведены из его книги "Двенадцатая планета. Когда боги бежали с Земли" (М., Эксмо, 2006).
Первые пять части статьи смотрите по ссылкам: Загадки Шумерской цивилизации и ответы на них Захария Ситчина (часть 1); Загадки Шумерской цивилизации и ответы на них Зфахария Ситчина (часть 2); Первые во всём: достижения Шумерской цивилизации (в изложении Захария Ситчина, часть 3); Загадки Шумерской цивилизации (часть 4: корни греческой мифологии и шумерские боги) ; Загадки Шумерской цивилизации (часть 5: хетты и хурриты, и их шумерские боги)
Но данную статью можно читать и без изучения предыдущих материалов.
12 богов Хананеев
Территории современного Ливана, Израиля и южной части Сирии — они образуют юго-западный изгиб древнего Плодородного Полумесяца — были населены народами, которые носят общее название хананеев.
Здесь и далее пересказываю (с некоторыми сокращениями) то, что пишет о них в своей книге (в третьей главе) Захарий Ситчин.
До недавнего времени мы почти ничего не знали о них — только упоминания в Ветхом Завете и разрозненных надписях финикийцев. Приступив к изучению хананеев, археологи сделали два важных открытия: во-первых, это некоторые египетские тексты из Луксора и Саккары, а во-вторых, исторические, литературные и религиозные тексты, обнаруженные в главном центре Ханаана. Местечко Рас-Шамра на сирийском побережье Средиземного моря когда-то было древним городом Угарит. Язык надписей из Угарита — ханаанский — специалисты отнесли к западно-семитской группе языков, в которую также входят древний аккадский язык и современный иврит. И действительно, любой, кто знает иврит, может без особого труда прочесть ханаанские надписи. Язык найденных документов, литературный стиль и терминология напоминают Ветхий Завет, а алфавит почти в точности совпадает с еврейским.
После прочтения текстов стало ясно, что пантеон богов Ханаана очень похож на более поздний греческий. Верховного бога хананеи называли Эл — это слово было одновременно именем бога и общим термином, обозначавшим «величественное божество». Ему принадлежало последнее слово во всех делах богов и людей. У Эла был титул Аб Адам («отец человека») и эпитет Милосердный. Он считался создателем «всех вещей» и единственным, «кто может даровать царство». Ханаанские тексты (для большинства ученых это «мифы») рисуют Эла как мудрого престарелого бога, который не вмешивается в повседневные дела. Его обитель располагалась в далеких землях «у истоков двух рек» — Тигра и Евфрата. Там он сидит на своем троне, принимает посланников, разрешает проблемы и споры других богов, которые предстают перед ним.
Эл был отцом девяти сыновей, одной дочери, и имел супругу по имени Ашера (как затем греческая Герав была супругой). Итого, 12 богов, включая самого Эла и Ашер. Старшим сыном Эла был Ваал — это слово вновь представляет собой имя собственное и одновременно понятие «господин». В ханаанских легендах - точно так же, как и в греческих — рассказывается о том, как сын бросил вызов власти и могуществу отца. Подобно своему отцу Элу, Ваал был божеством, которого ученые называют Богом Грозы, то есть богом молний и грома.
Ваала также называли Элион («величайший») — то есть признавали его главным наследником Эла. Однако этот титул он завоевал себе в борьбе — сначала со своим братом Ямом («владыка моря»), а затем с братом Мотом. Захарий Ситчин, анализируя тексты мифологических поэм хананеев, нашёл в них прообразы некоторых главных будущих греческих мифов о богах Олимпа. Но хананейские боги были родствены ещё и египетским богам — об этом чуть ниже.
Помимо молодых, хананеи почитали и «старых богов», которые не участвовали в земных делах, а выходили на сцену лишь в тех случаях, когда самим богам грозили серьезные неприятности. Даже частично сохранившиеся скульптурные изображения — узнаваемые по неизменному атрибуту, украшенному рогами головному убору, — передают их властные черты лица.
Каково же происхождение религии и культуры самих хананеев?
12 богов Древнего Египта
Ветхий Завет относил их к хамитской семье народов, происходивших из жаркой (именно так переводится слово «хам») Африки и родственных египтянам. Обнаруженные археологами артефакты и памятники письменности подтверждают родство этих двух народов, а также большое число сходных черт египетских и ханаанских богов. Далее Ситчин пишет:
"Египтяне поклонялись Богам Неба и Земли, или Великим Богам, которые существенно отличались от сонма младших божеств. Дж А. Уэйнрайт («The Sky Religion in Egypt») показал, что вера египтян в небесных богов, которые спустились на землю, была «необыкновенно древней». Некоторые эпитеты этих Великих Богов — Небесный Бык, Владыка или Владычица Гор — звучат знакомо.
В повседневной жизни египтяне пользовались десятичной системой счисления, но в религиозной сфере господствовало шумерское число «шестьдесят», а небесные явления подчинялись божественному числу «двенадцать». Небеса были разделены на три части, каждая из которых включала двенадцать небесных тел. На двенадцать частей был разделен потусторонний мир. День и ночь состояли из двенадцати часов. И всем этим «делениям» соответствовали группы богов, которые, в свою очередь, насчитывали по двенадцать членов.
Главой египетского пантеона считался Ра («создатель»), который председательствовал на совете из двенадцати богов. Он чудесным образом сотворил этот мир в первородные времена, создав Геб («землю») и Нут («небо»). Затем он населил землю растениями и животными — а в конечном счете и людьми. Ра был невидимым небесным богом, проявляя себя лишь время от времени. Воплощением Ра был Атон — Небесный Диск, изображавшийся в виде крылатого шара.
Согласно египетскому мифу появление Ра на земле и его земные дела имели непосредственное отношение к институту власти фараонов. По этой легенде, первыми правителями Египта были не люди, а боги, и первым фараоном был Ра, затем разделивший царство между своими сыновьями: Нижний Египет он отдал Осирису, а Верхний — Сету. Но завистливый Сет решил избавиться от Осириса; он разрубил тело брата на части и утопил его. Исида, сестра и жена Осириса, нашла его труп и восстановила изуродованное тело. Воскрешенный Исидой Осирис прошел через «тайные врата» и соединился с Ра на его небесной тропе. Место Осириса на египетском престоле занял его сын Гор, которого иногда изображали в виде крылатого и рогатого божества.
Далее Захарий Ситчин доказывает связь древнего Египта с Шумерами, и богов Египта с бонами шумеров:
"Несмотря на то что Ра главенствовал на небесах, на земле он считался сыном бога Птаха («устроитель», «тот, кто придает форму вещам»). Египтяне верили, что именно Птах поднял их страну из вод Потопа, построив отводной канал в месте разлива Нила. Они утверждали, что этот Великий Бог пришел в Египет из других земель и стал основателем не только Египта, но и «горной страны и далекой чужой страны» приплыли на землю Египта с юга на кораблях. Их божественное происхождение подчеркнуто характерным головным убором с рогами, — плывущие на лодках к египетскому берегу.
Единственный южный морской путь в Египет проходит через Красное море, которое сами египтяне — что очень важно — называли Морем Ур. Иероглиф «Ур» означает «далекая [земля] на востоке» — это определение вполне подходит и к шумерскому городу Ур.
Египетское слово, означавшее «божество», или «бог», в буквальном смысле переводится как «тот, кто наблюдает». Примечательно, что точно такое же значение имеет и название «Шумер» — страна «тех, кто наблюдает».
Прежнее представление, что цивилизация зародилась в Египте, теперь признано ошибочным. Существует множество веских аргументов в пользу гипотезы о том, что египетская цивилизация, возникшая на пятьсот лет позже шумерской, позаимствовала культуру, архитектуру, технологию, письменность и многие другие аспекты от высокоразвитой цивилизации Шумера Можно также с полной уверенностью утверждать, что боги Египта имеют шумерское происхождение".
Родственники египтян — как по крови, так и по культуре — хананеи поклонялись тем же богам. Но они занимали узкую полоску земли, которая с незапамятных времен служила мостом между Азией и Африкой, и поэтому испытали сильное влияние семитских и месопотамских культур. Подобно хеттам на севере, хурритам на северо-востоке и египтянам на юге, хананеи поклонялись не своим богам. Они также переняли чужую космогонию и чужие легенды. Их контакты с шумерами осуществлялись через аморитов.
12 богов аморитов
Здесь я продолжаю пересказывать (с некоторыми сокращениями) третью главу книги Ситчина "Двенадцатая планета. Когда боги бежали с Земли" .
Земли аморитов располагались между Месопотамией и средиземноморским побережьем Азии. Название этого народа происходит от аккадского «амурру» и шумерского «марту» (жители запада); к ним относились не как к чужакам, а как к родственникам, проживающим в западных регионах Шумера и Аккада.
В списках служителей храмов Шумера встречаются и аморитские имена. Примерно в 2000 году до нашей эры, после того как Ур пал под ударами Элама, аморит по имени Ишби-Ирра возродил шумерское царство в Ларсе и объявил своей главной целью восстановление контроля над Уром и реставрацию великого храма бога Сина. В 1900 году до нашей эры «вожди» аморитов основали первую независимую династию Ассирии. Хаммурапи, при котором Вавилонское царство достигло своего наивысшего расцвета, был шестым в первой вавилонской династии, которую тоже основали амориты.
В 30-х годах двадцатого века археологи обнаружили столицу аморитов, носившую название Мари. На излучине Евфрата, где в настоящее время реку пересекает сирийская граница, ученые раскопали крупный город, здания которого строились и перестраивались в период с 3000 по 2000 год до нашей эры, причем фундаменты этих сооружений оказались еще старше. Среди этих древних руин обнаружили ступенчатую пирамиду, а также храмы шумерских богов Инанны, Нинхурсаг и Энлиля.
Как и в пантеонах других народов, главным божеством, физически присутствовавшим среди людей, у аморитов был Бог Грозы. Они называли его Адад — эквивалент Ваала («господина») хананеев — или Хадад. Как нетрудно догадаться, символом этого бога считалась разветвленная молния. В ханаанских текстах Ваал часто называется «сыном Дагона», «господином изобилия» и изображается — подобно Элу — ушедшим на покой божеством; в одном из эпизодов он даже жалуется, что с ним не советуются по поводу ведения войны.
Среди других богов следует отметить бога Луны — у хананеев это Йерах, у аккадцев Син, у шумеров Нанна — бога Солнца, носившего имя Шамаш, а также некоторых других богов, имена которых не оставляют сомнений в том, что город Мари служил связующим звеном (географически и хронологически) между землями и народами восточного Средиземноморья и культурой Месопотамии.
В конце третьей главы своей книги Захарий Ситчин пишет:
Кем же были эти боги неба и земли, всегда возглавляемые узким кругом из двенадцати великих?
Мы посещали храмы греков и ариев, хеттов и хурритов, хананеев, египтян и аморитов. Мы мысленно переносились через моря и тысячелетия.
Все дороги сходились в одной точке — в Шумере.
Продолжение смотрите по ссылке:
Адапа — Адам "Библии" Шумеров (по следам книг Захария Ситчина, часть 7)