Эта история уже стала архивной. В современной Грузии уже нет трамвайного сообщения. Оно существовало в Тбилиси с 1904 по декабрь 2006 года. В период максимального развития протяженность линий трамвая в Тбилиси достигло 100 км, было более десяти маршрутов, которые обслуживали свыше 200 вагонов.
Электротранспорт в Тбилиси не получал обновлений после 1992 года, исключением стали лишь полученные в конце 1990-х подержанные троллейбусы советского производства из Афин. При отсутствии надлежащего технического обслуживания и в условиях постоянного сокращения маршрутов, количества подвижного состава и объемов перевозок, трамвай Тбилиси работал на заложенном еще в советское время запасе прочности. Ситуацию усугубляли также постоянные перебои с поставками электроэнергии в Тбилиси в 90-е гг., которые превратили электротранспорт в нестабильный и ненадежный вид общественного транспорта.
Именно тогда зародилась идея пустить автономный вагон, который бы не зависел от поставок электроэнергии. В конце советской эпохи (1989-1990 годы) в городе ликвидировали трамвайный маршрут номер 8, который пролегал по круговой и выделенной линии в Глданском массиве. Но пути были демонтированы не все, рельсы остались лежать от прежней конечной до станции метро «Ахметелис театри», при этом не доходя примерно 300 м до станции метро было разворотное кольцо. В качестве подвижной единицы за основу был взят трамвайный вагон модели 71-605, переоборудованный в дизельную мотрису.
Трамвайная система с дизельным вагоном не принадлежала трамвайно-троллейбусному предприятию. Автор идеи переоборудования вагона и пуска маршрута Мзия Тодуа, ей же и принадлежал указанный вагон. Главным конструктором по переоборудованию трамвая был Важа Гвимрадзе. Вагон был собран на ТЭВЗ. В качестве донора выступил кузов трамвайного 71-605, который был предоставлен депо Авчала. Помимо кузова трамвая депо передало тележки, разные запасные части. Система отопления была позаимствована с автобуса «Икарус». Ведущими осями были вторая и третья, они были развернуты на 180 градусов и карданными валами соединялись с двигателем. К передней части вагона был приварен капот от грузовика «ЗиЛ», пол в кабине был приподнят на 20-25 см, средняя дверь была заменена окном. В капот был установлен дизельный двигатель от грузового автомобиля. Использовались также разные комплектующие от автомобиля «Камаз». Трамвай парковался в специально отведенном месте для стоянки.
Проработала необычная трамвайная система немного, лишь примерно год в период 1996-1997 годов. Дизельный трамвай был закрыт под напором владельцев маршруток. Имеется также информация, что вагон был поврежден недовольными конкуренцией с его стороны владельцами маршруток, ведь проезд в трамвае стоил дешевле всего 5 тетри против 25 в маршрутках. Есть сведения, что против трамвая выступал прежний глава района Глдани, который владел маршрутками.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото Мзии Тодуа из свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме транспорта:
На каких троллейбусах ездят туляки. Краткий обзор
На каких автобусах ездят туляки. Коротенький обзор