Интересные информационные события разворачиваются вокруг российского СУ 35. В феврале этого года журнал «Military Watch» публикует грустную статью «Почему Индия выберет российский фланкер вместо нового американского орла для своего контракта MMRCA». В ней, рассматривая характеристики самолетов, пишется: «…Оба радара… являются одинаково сложными-Ирбис-Е и AN/APG-82 - хотя радар Су-35 больше и считается более мощным. "Ирбис-Э" способен обнаруживать большинство целей истребительного размера на дальностях свыше 400 километров, одновременно отслеживать до 30 воздушных целей и поражать до восьми. Истребители-невидимки с более низкими радиолокационными сечениями, …могут быть обнаружены на дальностях более 80 км. Су-35 …за пределами визуального диапазона…, включая его радиолокационное поперечное сечение, уменьшающее профиль, который составляет его радиолокационное поперечное сечение менее чем одна треть от F-15. В то время как Су-35 намного скрытнее, чем оригинальный Су-27. …Другие преимущества, которыми обладает Су-35, включают его доступ к гиперзвуковым ракетам класса воздух-воздух Р-37М - которые имеют дальность 400km, высокую маневренность, скорость Mach 6 и очень мощные датчики …Су-35 в ближайшее время также получит доступ к К-77, который будет использовать революционную новую систему наведения APAA, что сделает его чрезвычайно трудным для уклонения. Ракета будет иметь дальность действия около 200 км. …в боевом визуальном диапазоне преимущества Су-35 еще более значительны. F-15EX-это гораздо более громоздкая конструкция с гораздо более низким соотношением тяга/вес, что позволяет Су-35 комфортно обгонять его даже без опоры на свои двигатели векторизации тяги. Однако трехмерные возможности векторизации тяги сделают преимущество Су-35 подавляющим на коротких дистанциях».
Можно еще вспомнить, как ранее «The National Interest» оценило возможности российского истребителя, по мнению издания: «…Су-35 является лучшим истребителем, состоящим в настоящее время на вооружении ВВС РФ. …Он обладает непревзойдённой манёвренностью и продвинутыми электронными и оружейными системами, благодаря которым нисколько не уступает западным «собратьям», в частности, F-15 Eagle, Eurofighter и Rafale».
Но вот, 7 мая этого года, агентство КНР «Sina Military» публикует заметку: «ВВС Китая получают преимущество против ВВС США из-за наличия истребителей Су-35» .
По мнению авторов статьи, одной из причин, по которой китайские военные продолжают использовать российские истребители Су-35, является: «…невысокая стоимость технического обслуживания и большая полезная нагрузка на самолет. Кроме того, Су-35 обладает повышенной маневренностью благодаря двигателей с вектором тяги. Китай приобрел истребители Су-35 в 2017 году. …боевое использование Народно-освободительной армии Китая стало более широким благодаря совместному использованию российских истребителей поколения 4++и новых самолетов».
8 мая в «Sina Military» появляется статья «Новая партия Су-35 вот-вот будет завершена? Российские высокопоставленные чиновники раскрыли важное сообщение о том, что истребителей J-20 недостаточно», где написано: «Важно отметить, что российские высокопоставленные чиновники сообщили о том, что новая партия Су-35 будет продана в Китай, а до этого российская сторона продала 24 Су-35 за 2,5 миллиарда долларов, так нужны ли еще нашим ВВС покупка дополнительных Су-35? Военные эксперты говорят, что это может означать, что массовое производство истребителей-невидимок J-20 все еще не может удовлетворить спрос, и на фоне нынешних повышенных рисков военной борьбы, покупка еще одной партии зрелых и надежных истребителей Су-35, которые могут быть немедленно введены в эксплуатацию, может быть хорошим выбором».
Все понятно, Россия хочет продать Китаю новую партию СУ 35, существенно повышающих боеспособность КНР. Но тут, буквально на следующий день 9 мая появляется, наделавшая много шума, статья «Китай хочет купить еще одну партию истребителей Су-35? На самом деле это всего лишь экспортная рутина российской стороны».
В ней можно прочитать мнение китайских летчиков, освоивших СУ 35, проведших, как было сказано, учебный бой с J16 (китайский клон СУ 27) и J 10 (оригинальная разработка Китая): «…Су-35 …его авиационная система не очень продвинута, и самолет был настолько слабым в боевых упражнениях с J-16 и J-10С, что он был подавлен. "Ирбис -Е", хотя и является самым передовым в России пассивным радаром определяет ориентацию цели, получая электромагнитные волны, излучаемые мишенью. Тем не менее, он не может быстро измерять расстояния, и для получения точных данных требуется несколько зондов после вычисления данных. С другой стороны, активные радиолокаторы с их собственными электромагнитными волнами, способными быстро обнаруживать цели и точно позиционировать их, могут выиграть преимущество во времени. И J-16, и J-10С были оснащены самыми современными АФАР, что и послужило основной причиной подавления сверхмобильных Су-35. На поле боя J-16 и J-10С смогли воспользоваться радаром, чтобы быстро заблокировать Су-35, тем самым одержав победу в битве».
Не очень понятно, как проходила эта «битва» и что понимается под «заблокировать СУ 35», но слово сказано. Вряд ли корректно сравнивать активную и пассивную ФАР, так как каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки и их использование определяется конкретной тактикой применения самолетов.
Заканчивает свою статью, автор, подписавшийся «День смеха», следующим пассажем: «…Но не забывайте, что наша армия также имеет большое количество истребителей серии J-11(лицензионный СУ 27), которые могут быть модернизированы и улучшены, хотя J-11D был снят с эксплуатации, но его технология может быть полностью использована для улучшения J-11B, и ранее также была модифицирована фазированной решеткой радиолокатора J-11B. Таким образом, модернизация ВВС Китая для улучшения J-11Б может быть более практичной, чем покупка Су-35».
Таким образом ясно, что наделавшая шум статья служит не столько для того чтобы реанимировать, уже снятый с эксплуатации, J11, сколько для того, чтобы сбить цену на СУ-35 и, возможно, занять его место на мировом рынке для своих самолетов.
Увы, спекулировать этой статьей, для борьбы с продвижением отличного самолета СУ 35 на мировой рынок, будут активно.
Владислав Дмитриев