Австрия, 2020г.
На самом деле сразу признаюсь, что обзор будет не по этой конкретной книге, а по автору и его серии в целом. Да, сейчас серий в общем-то хватает, но Мартен С. Снейдер и Сабина Немез, вышедшие из-под пера литературного папочки Андреаса Грубера — неплохой, крепко сбитый пример ансамбля, нестыдного к прочтению.
Пока это 4-ая книга в этой серии (есть и другие "серийные" персонажи, кстати, вот только на русский туговато переводятся). Сразу бросается в глаза, что у Грубера какой-то триггер — названия книг в хронологическом порядке выхода:
- Смерть с уведомлением
- Смертный приговор
- Сказка о смерти
- Смертельный хоровод.
Вот кто умный из издателей предложил поместить эти названия на обложках? Чтобы народ цепляло?
Однако, по большому счету, это моя самая большая претензия к серии. Это крепкий середнячок: ничего фантастического и ВАУ, но вполне достойно — радуешься, когда видишь изданную/переведенную следующую книгу. Пройдемся по ключикам, чтобы вы могли принять решение "читать/не читать":
- Главный герой и главный детектив — одиозный Мартен С. Снейдер. Он работает в БКА (что-то вроде австрийского ФБР) профайлером (эх, навязло в зубах уже...). Он хамло и грубиян, открытый гей и столь же открытый любитель марихуаны, страдает кластерными головными болями-тире-мигренями и чрезвычайно гениален в ловле преступников. Да, портретик довольно типичный — но в то же время он не такой выхолощенный, как Джефферсон Уинтер в "Сломанных куклах".
- Главная героиня — его молодая напарница Сабина Немез. Не сильно устроенная в жизни, но упорная и настойчивая: кони в испуге отбегают прочь, а избы на всякий случай гаснут сами собой. Плюс героини: наглядно прописываются ее логические выкладки, почему она приходит к тому или иному выводу, как она раскрывает очередную загадку. Это именно что размышления, а не дивно случайное стечение обстоятельств. Ну и нет у нее столько комплексов и бесконечного самоутверждения, как у той же Джейн Рицолли, создания Тесс Герритсен.
- Да, все дела у них оригинальные и с подковыркой: то кого в чернилах ритуально утопят, то пленникам наворотят на всю спину татуировок из дантовского "Ада", то мотивом маньяка становится детская считалочка... Да, это вам не бытовое размахивание ножом и пьяные склоки-драки — в реальной жизни такой оригинальности мало найдешь (может, и слава Богу?). Но тут угода литературе и читателям, конечно — все такое любят, пусть и стесняются признаться. Маньяки, увы, это современное guilty pleasure.
- Только последняя книга, кстати (собственно "Смертельный хоровод") обходится без таинственных посланий и загадочных историй: это типичный полицейский детектив с вполне реальными мотивами, героями, поступками и причинно-следственными связями. Все логично, все взаправду.
В общем и целом подытоживаю — Грубер не идеален и велосипед не изобретает. Однако это стабильный и не лишенный таланта автор: я буду следить за его библиографией хотя бы того, чтобы быть в курсе современного триллеротечения. Между шлаком и книгами-бомбами всегда есть золотая середина — и ее тоже нужно знать, чтобы отбирать для себя действительно стоящие вещи.