26 июня 2019
Разобравшись с трампизмом, можно смело перейти к анализу путинизма, второго неологизма, без которого, как и без первого, сегодня, невозможно понять и объяснить современные явления и течения мировой истории. Без преувеличения можно сказать, что в этом контексте бренд Путин значит гораздо больше, чем место России в глобальной экономике.
Он вышел за пределы России, оказывая решающее влияние на все мировые процессы от глобальной безопасности до перспектив развития мировой экономики. В чем же феномен Путина и каковы его философские, социально-исторические и экономические составляющие? И вообще «тянет» ли путинизм на самостоятельное учение как скажем ленинизм, анархизм или либерализм, или же это всего лишь их блеклый отзвук вроде сталинизма, тетчеризма, голизма, гитлеризма или маоизма, но, тем не менее, также оказавших на ход мировой истории огромное влияние?
Любую идеологию нужно рассматривать как стройную систему идей, взглядов и мировоззрения о целях развития общества, а также методов и средств их достижения. В этом контексте путинизм конечно же не может считаться полновесной идеологией и попытки ряда авторов представить идеи и практику Путина как самостоятельную идеологию мало смешны, нелепы. Ведь ясно, что путинизм не порождает никакой жизнеспособной модели, указывающей, например, на будущее развитие человечества. Хотя, кто знает? В момент, когда Европа, отказываясь от своих традиционных ценностей, вплоть до отмены Бога и приоритета отдельного человека, что принято сегодня называть постмодерном, Путин стал позиционировать Россию как обитель консерватизма и традиционализма. Что не могло не найти и находит живой отклик у значительной части жителей старой Европы и даже мира.
Всех, кто пытается проанализировать феномен путинизма можно условно разделить на российских и зарубежных авторов. В свою очередь они тоже делятся на тех, кто люто ненавидит Путина, а отсюда и сравнение путинизма с фашизмом, тоталитаризмом и анти либерализмом, и тех, кто его сакрализирует, лепя из него Прометея, спасшего народ от тьмы. В попытках найти философский корень путинизма некоторых заинтересантов так занесло, что они уже явно не дружат со своей головой. Известный евразиец Дугин сравнивая режим Путина с цезаризмом, вынужденно лавирующим между левым и правым крылом, делает вывод, что Путин залавировался и ему давно пора определиться. Директор Центра политической мысли и идеологии С. Сулакшин, напротив, считает путинизм мертвой идеей и пророчит ему скорый и бесславный уход в историю. Что касается критики Путина со стороны коллаборационистских ресурсов, вроде «Эха Москвы», то тамошние «аналитики» нуждаются не в обсуждении их позиции, а в скорой помощи психиатров.
Особо отметим статью В. Суркова о путинизме и глубинном народе, наделавшую много шума. Автор, на наш взгляд, слишком глубоко копнул, а Путин весь на виду. Он делает все, чтоб сохранить остатки России и вывести её из небытия 90-х годов. Финальную историческую точку ставить пока рано, но, с чем, безусловно, можно согласиться с Сурковым, так это то, что путинизм будет оказывать решающее влияние, как на сегодняшние процессы, так и на после путинскую Россию. Интереснее позиция зарубежных авторов.
В США недавно вышла книга Б. Тейлора «Кодекс Путина», где он пытается вывести путинизм не из примитивной жажды (комплекса) личной власти, а из идеи приоритета государства, великодержавности, чувства обиды за развал СССР, ощущения уязвимости и антиамериканизма. Безусловно, сам подход заслуживает внимания, ибо он комплексный, но, как и для всех советологов, а теперь руссологов страдает однобокостью и менторным тоном. Оно и понятно, ибо все его друзья в России, судя по его же откровениям, ярые русофобы. Да и США ли нас упрекать в антиамериканизме? Теперь-то мы точно знаем, что без образа врага не может жить не только Америка, но и весь Запад. Тем более не Россия, а именно они не раз устраивали против нас крестовые походы. Классика жанра и диагноз - клич министра обороны США « Русские идут» и самоубийственный прыжок в окно. Не избавился от этих недостатков еще один уже немецкий политолог и историк Вальтер Лакёр, написавший книгу «Путинизм». Она более комплементарная для России, но корни путинизма опять же, он находит в «дефектности» русских, которые не могут без «твердой руки» или как у нас говорят «без царя в башке». Эти стереотипы характерны для западной науки, а потому их повторение из книги в книгу обесценивают работы зарубежных авторов, а в практическом плане бесполезны для целей практической политики. Но самое главное не соответствуют исторической действительности. Факт, что Путина поддерживает 86% россиян, чего на Западе в принципе быть не может, их главный аргумент. Но для нас это секрет полишинеля. Надо глубже анализировать факты и на их основе делать правильные выводы, а не подгонять их под свои сомнительные концепции. В России никогда народ не безмолвствовал. Даже пушкинское «Народ безмолвствует», выражал не рабскую покорность, а тихий протест, если верно погрузиться в глубину мысли поэта. Как говорил А. Линкольн вслед за Дидро "Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время" Восстания и революции против властей красной нитью проходят через всю историю России, а высочайший рейтинг Путина не есть результат рабской психологии россиян, а плод его титанического труда и, в конце концов, кода путинизма, который еще до конца не разгадан. У Путина в начале карьеры рейтинг был всего 2% и почему то взлетел до небес. И наоборот. Рейтинг Ельцина с 60% в пике, грохнулся до нуля. Так что никаким раболепием перед властью наш народ не страдает. Все банально просто. Народ отдает или не отдает должное царю, генсеку или президенту. Будет торможение у Путина и народ моментально отреагирует, что, кстати, рейтинги уже зафиксировали. Не сомнения, что рейтинги Путина и дальше будут снижаться, если он не внесет существенные коррективы в нацпроекты. Но об этом поговорим ниже.
Так каковы же философские корни путинизма, к какой идеологии по классификации М. Вебера можно отнести взгляды Путина: либерализму, консерватизму, национализму или еще какому-то изму? Трудность в том, что Путин в своих не многочисленных статьях и выступлениях никогда четко не выражал свою причастность к какой-то идеологии. Формально это связано с её запретом по Конституции РФ. Кстати отсюда наш народ до сих пор не знает, какое же общество мы строим. Он пришел во власть без программы, без идей, но с единственным желанием возродить великую Россию. О чем он заявил в одном из первых своих официальных выступлений. А это и есть начало путинизма. Как говорят китайцы - дорога в тысячу миль начинается с первого шага. Народ, конечно, ему не сразу поверил. Да, выбрал в президенты, но это было знаком отторжения ельцинизма, чем искусством политтехнологов. А дальше Путину пришлось делом доказывать народу, что он не на словах, а на деле за великую Россию. Постепенно - через обуздание семибанкирщины, прекращение чеченской войны и угрозы терроризма, ликвидации зависимости от МВФ прежде всего выплатой огромного внешнего долга, оставленного горбачевщиной и гайдаровщиной стране, ростом экономики, возрождением ВПК и армии, и реанимацией социальной сферы, возвращением Крыма и проч., подняло рейтинг Путина до исторических максимумов и сделало его по праву национальным лидером. Итак, основным, если не единственным драйвером и одновременно целью путинизма является не финансовая и чиновничья олигархия, не государственный капитализм и тем более не жажда власти, как ошибочно представляют себе некоторые разгадчики кода Путина, а претворение в повседневную жизнь россиян принципов демократии и свободы, заложенных в Конституции РФ 1993 года. Он говорил: «Конституция и все её статьи – это вершина российской правовой системы и одновременно фундамент её развития. На этой конституционной основе выстроено всё действующее российское законодательство». Да, она ельцинская, но путинизм это преодоление ельцинизма и горбачевщины в их худших формах. В конце 80-х и 90-х стране был нанесен колоссальный ущерб, превысивший почти в два раза ущерб от нашествия на СССР гитлеровской Германии. Ельцин сам назвал 90-е годы «лихими», а по тому же словарю Ожегова «лихо» есть зло и неправда. Более того во времена царя Алексея Михайловича, «лихо» и «лихие люди» это преступление и преступники. Так что сам Ельцин вынес приговор своей эпохе, а Путину пришлось титаническими усилиями и с риском для жизни преодолевать наследие ельцинизма, и главное зло это извращение принципов Конституции 1993 года и полная дискредитация идей либерализма в глазах народа. Слово либерал стало ругательным. А его носители до сих пор ассоциируются в глазах народа с предателями России и агентами Запада. Путин постепенно шаг за шагом начал наполнять декларативные принципы конституции реальным содержание. Наследие тяжелейшее. Государство и его институты разрушены, экономика в упадке, само существование России под угрозой. Чудовищная концентрации богатства на одном полюсе и полная нищета на другом. Но, Путин восстановил государство как институт власти, вернул ему суверенность. Начал шаг за шагом наполнять реальным содержанием конституционные принципы защиты и приоритета прав человека и гражданина, правового государства, независимости суда, выборности глав регионов, многопартийности и гражданского общества. В сфере экономики начал укреплять её рыночные начала. Стратегически это путь состоит из парадоксального усиления роли государства при одновременном ослаблении его роли шаг за шагом в сторону децентрализации, развития институтов самоуправления и гражданского общества, реальной федерализации и самодостаточности регионов. Частичная национализация и деприватизация по Путину это не шаг назад, а тактический прием по реанимации умиравшей экономике. Не так скоро, но тренд очевиден.
Таким образом. путинизм это системный комплекс мер, политика по претворению в жизнь норм и принципов Конституции РФ 1993 года, соответствующих переходному периоду от социализма к капитализму, безальтернативность которой подкреплена неизбежностью эры суперглобального мира. Никогда человечество не было столь взаимозависимо и сплетено, как сегодня, а потому иное толкование задач новой России было бы движением в сторону автаркии и само изоляции. Что касается ностальгии значительной части россиян по СССР то, это не есть наследие рабской психологии, а скорее запрос на реальное равенство и справедливость, который пока и Путину не удается в полной мере удовлетворить. Такой подход придает осмысленность тактическим и стратегическим задачам деятельности правительства, и открывает ясные перспективы дальнейшего развития страны. Путин, педалируя принципы православия, патриотизма и державности, не противопоставляет их либеральным ценностям, а пытается приспособить их гуманистический смысл к реалиям РФ, ища опору в истории, традициях и обычаях народа. Что и является единственным верным путем к возрождению величия России и роста благосостояния народа. Сам же капитализм со «звериным оскалом» модифицируется в принципиально иное качество. Наступает эра нового общества, построенного на принципах общих интересов и осознания уникальности нашей планеты.
Источник