Найти в Дзене
Русский Настальжист

Речь генерала Алексеева М.В. в мае 1917 года.

7 мая 1917 года впервые состоялось законное офицерское собрание в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве. Это было важное историческое событие, которое предопределило судьбу Верховного главнокомандующего - генерала Алексеева и стало первой важнейшей платформой на которой смогли высказаться все офицеры, которые видели гибель армии и пытались её спасти. Часть речи генерал Алексеева: «…В воззваниях, в приказах, на столбцах повседневной печати мы часто встречаем короткую фразу: «отечество в опасности»». Мы слишком привыкли к этой фразе. Мы как будто читаем старую летопись о днях давно минувших, и не вдумываемся в грозный смысл этой короткой фразы. Но, господа, это, к сожалению, тяжелая правда. Россия погибает. Она стоит на краю пропасти. Еще несколько толчков вперед, и она всей тяжестью рухнет в эту пропасть. Враг занял восьмую часть ее территории. Его не подкупишь утопической фразой: «мир без аннексий и контрибуций». Он откровенно говорит, что не оставит нашу землю. Он протягивае

7 мая 1917 года впервые состоялось законное офицерское собрание в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве. Это было важное историческое событие, которое предопределило судьбу Верховного главнокомандующего - генерала Алексеева и стало первой важнейшей платформой на которой смогли высказаться все офицеры, которые видели гибель армии и пытались её спасти.

Фотография - май 1917, незадолго до отставки генерала М.В. Алексеева.
На фото:
1. Начальник штаба Верховного главнокомандующего А.И. Деникин
2. Начальник морского штаба адмирал Русин
3. Майор Эдвардс (англ. союзник)
4. Генерал Барчер (англ. союзник)
5. Генерал Ромен (итал. союзник)
6. Полковник Моренго (итал. союзник)
7. Верховный главнокомандующий генерал М.В. Алексеев
8. Генерал Коанда (румын. союзник)
9. Первый генерал-квартирмейстер генерал Юзефович
10. Первый генерал-квартирмейстер генерал Марков
11. Командир Георгиевского батальона (батальон охраны Ставки главнокомандующего) полковник Тимоновский
Фотография - май 1917, незадолго до отставки генерала М.В. Алексеева. На фото: 1. Начальник штаба Верховного главнокомандующего А.И. Деникин 2. Начальник морского штаба адмирал Русин 3. Майор Эдвардс (англ. союзник) 4. Генерал Барчер (англ. союзник) 5. Генерал Ромен (итал. союзник) 6. Полковник Моренго (итал. союзник) 7. Верховный главнокомандующий генерал М.В. Алексеев 8. Генерал Коанда (румын. союзник) 9. Первый генерал-квартирмейстер генерал Юзефович 10. Первый генерал-квартирмейстер генерал Марков 11. Командир Георгиевского батальона (батальон охраны Ставки главнокомандующего) полковник Тимоновский

Часть речи генерал Алексеева:

Алексеев М.В.
Алексеев М.В.

«…В воззваниях, в приказах, на столбцах повседневной печати мы часто встречаем короткую фразу: «отечество в опасности»».

Мы слишком привыкли к этой фразе. Мы как будто читаем старую летопись о днях давно минувших, и не вдумываемся в грозный смысл этой короткой фразы. Но, господа, это, к сожалению, тяжелая правда. Россия погибает. Она стоит на краю пропасти. Еще несколько толчков вперед, и она всей тяжестью рухнет в эту пропасть. Враг занял восьмую часть ее территории. Его не подкупишь утопической фразой: «мир без аннексий и контрибуций». Он откровенно говорит, что не оставит нашу землю. Он протягивает свою жадную лапу туда, где еще никогда не был неприятельский солдат — на богатую Волынь, Подолию, Киевскую землю, т. е. на весь правый берег нашего Днепра.

А мы-то что? Разве допустит до этого русская армия?

Разве мы не вышвырнем этого дерзкого врага из нашей страны, а потом уже предоставим дипломатии заключать мир с аннексией или без аннексии?

Будем откровенны: упал воинский дух русской армии; еще вчера грозная и могучая, она стоит сейчас в каком-то роковом бессилии перед врагом. Прежняя традиционная верность Родине сменилась стремлением к миру и покою. Вместо деятельности, в ней заговорили низменные инстинкты и жажда сохранения жизни.

Внутри — где та сильная власть, о которой горюет все государство? Где та мощная власть, которая заставила бы каждого гражданина нести честно долг перед Родиной?

Нам говорят, что скоро будет; но пока ее нет.

Где любовь к родине, где патриотизм?

Написали на нашем знамени великое слово «братство», но не начертали его в сердцах и умах. Классовая рознь бушует среди нас. Целые классы, честно выполнявшие свой долг перед Родиной, взяты под подозрение, и на этой почве возникла глубокая пропасть между двумя частями русской армии — офицерами и солдатами.

И вот, в такие минуты собрался первый съезд офицеров русской армии. Думаю, что нельзя выбрать более удобного и неотложного момента для того, чтобы единение водворилось в нашей семье; чтобы общая дружная семья образовалась из корпуса русских офицеров, чтобы подумать, как вдохнуть порыв в наши сердца, ибо без порыва — нет победы, без победы — нет спасения, нет России…

Согрейте же ваш труд любовью к Родине, и сердечным расположением к солдату; наметьте пути, как приподнять нравственный и умственный склад солдат, для того, чтобы они сделались искренними и сердечными вашими товарищами. Устраните ту рознь, какая искусственно посеяна в нашей семье.

В настоящее время — это общая болезнь — хотели бы всех граждан России поставить на платформы и платформочки, чтобы инспекторским оком посмотреть, сколько стоит на каждой из них. Что за дело, что масса армии искренно, честно и с восторгом приняла новый порядок и новый строй.

Мы все должны объединиться на одной великой платформе:

Россия в опасности. Нам надо, как членам великой армии, спасать ее. Пусть эта платформа объединит вас и даст силы к работе."