Твит рецензия: Война не уходит даже после того, как смолки выстрелы. Ее эхо длится множество десятилетий
Сюжет: Три разных десятилетия, две соседние деревни под гнетом прошлого, и три любовные истории — вот основные составляющие этого классического сюжета на тему запретной любви.
Сперва нужно остановиться на названии фильма — «Zvizdan». Перевод от ОМКФ не отображает всю суть данного слова. Zvizdan — понятие из Хорватии, понятное жителям приближенных к морю регионов, означающее время зноя, когда люди вероятнее всего получат солнечный удар, время, когда нужно прятаться от солнца. В это время, не спрятавшиеся, нагревают себе голову и становятся немного сумасшедшими. На мой взгляд, слово «Зенит» никак не отображает это понятие.
С названием разобрались, можно сказать и про актуальность для Украины. Сербия и Хорватия все никак не могут перестать слышать эхо войн. Вот уже почти забылась вторя мировая, как началась своя, местная. Уже прошло более 20 лет, а последствия все никак не уходят. Украине же пережить это предстоит. Фильм «Зенит» может помочь в исследовании проблемы и попытках её профилактики.
Взяв за отправную точку старт конфликта 1991 года, автор фильма показал, что далеко не все разрешается после сложения оружия. 2001 год — все такой же сложный и неопределенный, а 2011, несмотря на внешнее спокойствие, очень беспокойный. Войне нужно хотя бы два поколения, чтобы ее эхо перестало слышатся. Удалось избежать и оценки сербов или хорватов. Главное — показали семейные истории, личностные конфликты без подчеркнуто политических мотивов. Ведь важнее всего человек и его отношение к другому человеку.
«Зенит» — это три новеллы о разном и подобном одновременно. Авторы меняли десятилетия, действующих лиц, глубину конфликта, добились от зрителя удивительного сопереживания. Их метод заключается в использовании одних и тех же актеров для разных образов. Ты понимаешь, что это другие люди, но визуальная часть вводит в легкий диссонанс. Изысканный прием, не оставляющий никого равнодушным.
Новеллы еще объединяются и темой воздействия военных конфликтов на молодое активное поколение. В каждом десятилетии для молодых людей одного и того же возраста уровень проблем только возрастает. Если в 1991 молодежь желает свободы, не очень понимая что это, то уже в 2001 и 2011 перед этой же возрастной группой стоят проблемы другого уровня.
В «Зените» полно явных и неявных метафор. Мне же больше всего понравилась символичность животных. Коты, собаки и, особенно, пауки смотрят на суету людей и не понимают этих глупых, идиотских созданий с надуманными конфликтами.
В итоге, «Zvizdan» — кино с надеждой, теплотой и, главное, наукой для других. Жаль, что звиздануться у нас могут в любое время года…