Великобритания, 2017г.
Британец Хейзел книгой выделился сразу и ярко — практически первое опубликованное произведение, а его уже назвали одним из ярчайших представителей современного британского детектива и триллера. Что ж, к подобным фанатичным похвалам всегда нужно быть внимательным и относиться с осторожностью, а тут еще и звание «новый Томас Харрис» заинтриговало донельзя.
И что я вам могу сказать?
Это не новый Томас Харрис: это новый автор, который захотел сыграть на успехе проверенного рецепта «Молчания ягнят».
Книгу можно было бы и не назвать однозначно слабой, если бы буквально в каждой главе не читались популярные штампы, а иногда — и просто нагло краденые образы и детали:
- зловещим символом служит присланная в конверте по почте куколка бабочки-поденки. Ну хоть не бражник «Мёртвая голова», как у Харриса, и на том спасибо: взял другую бабочку, считай, придумал что-то новое.
- главный герой-сыщик, работающий в собственном адвокатском агентстве, имеет молодую симпатичную помощницу: она полна энтузиазма, а их отношения полны неопределенности. Гэлбрейт, узнал ли свою историю о Корморане Страйке? Госпожа Роулинг наверняка не слишком довольна (если вы не знали, то детективы под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт» пишет знаменитая мама Гарри Поттера).
- смертельный мучительный яд, главный инструмент убийцы, был изобретен и использован еще во времена нацистской Германии. Вообще отсылка к тем темным временам — дело сейчас весьма популярное. Например, Ю Несбё в «Красношейке» выписал этот вопрос очень аккуратно, не сгущая красок и обращаясь к примеру родной страны. Хейзел мог бы и подучиться.
- кстати, подобное действие ядов — вызывают столь мучительную боль (но не смерть), что человек калечит себя сам — неоднократно прописывал еще Жан-Кристоф Гранже.
- первая же жертва — из семьи мультимиллионеров. Конечно же, они живут в большом и сумрачном доме, практически не разговаривают друг с другом и таят в антикварных викторианских шкафах целую армию скелетов. Друзья, ну это уже совсем классика — вспомним тот же «Скрюченный домишко» Агаты Кристи.
Понимаете, к чему я клоню? И таких примеров можно насобирать по всей книге, в каждой главе, буквально в каждом абзаце. Да и что там собирать — если не щадить чувств, то можно сказать, что «Подёнка» из них же и состоит.
Подражание, как известно, лучшая форма похвалы, и наверняка даже великие учились у своих авторитетов, начиная с перенимания особо полюбившихся моментов и схем. Но, считаю, просто нечестно собрать в качестве книги сборную солянку изо всех приемов, которые когда-то у кого-то где-то удачно сыграли — и называть это новым шедевром. Максимум антология в художественном изложении, максимум поклон в сторону любимых мастеров — но никак не новое, самобытное, самостоятельное произведение искусства.
Зачем читать?
- Если вы не слишком искушены в детективном искусстве — вполне подходящий вариант занять вечер: в меру леденит кровь, увлекательно, по-английски.
- Если вы знаток жанра — чтобы с удовлетворением от собственного читательского опыта находить все новые и новые отсылки к известным произведениям и посоревноваться с другом, кто больше аллюзий насчитает.