Найти тему
Усы Пуаро

Джеймс Хэйзел «Подёнка»

Великобритания, 2017г.

Британец Хейзел книгой выделился сразу и ярко — практически первое опубликованное произведение, а его уже назвали одним из ярчайших представителей современного британского детектива и триллера. Что ж, к подобным фанатичным похвалам всегда нужно быть внимательным и относиться с осторожностью, а тут еще и звание «новый Томас Харрис» заинтриговало донельзя.

И что я вам могу сказать?

Это не новый Томас Харрис: это новый автор, который захотел сыграть на успехе проверенного рецепта «Молчания ягнят».

Книгу можно было бы и не назвать однозначно слабой, если бы буквально в каждой главе не читались популярные штампы, а иногда — и просто нагло краденые образы и детали:

  1. зловещим символом служит присланная в конверте по почте куколка бабочки-поденки. Ну хоть не бражник «Мёртвая голова», как у Харриса, и на том спасибо: взял другую бабочку, считай, придумал что-то новое.
  2. главный герой-сыщик, работающий в собственном адвокатском агентстве, имеет молодую симпатичную помощницу: она полна энтузиазма, а их отношения полны неопределенности. Гэлбрейт, узнал ли свою историю о Корморане Страйке? Госпожа Роулинг наверняка не слишком довольна (если вы не знали, то детективы под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт» пишет знаменитая мама Гарри Поттера).
  3. смертельный мучительный яд, главный инструмент убийцы, был изобретен и использован еще во времена нацистской Германии. Вообще отсылка к тем темным временам — дело сейчас весьма популярное. Например, Ю Несбё в «Красношейке» выписал этот вопрос очень аккуратно, не сгущая красок и обращаясь к примеру родной страны. Хейзел мог бы и подучиться.
  4. кстати, подобное действие ядов — вызывают столь мучительную боль (но не смерть), что человек калечит себя сам — неоднократно прописывал еще Жан-Кристоф Гранже.
  5. первая же жертва — из семьи мультимиллионеров. Конечно же, они живут в большом и сумрачном доме, практически не разговаривают друг с другом и таят в антикварных викторианских шкафах целую армию скелетов. Друзья, ну это уже совсем классика — вспомним тот же «Скрюченный домишко» Агаты Кристи.

Понимаете, к чему я клоню? И таких примеров можно насобирать по всей книге, в каждой главе, буквально в каждом абзаце. Да и что там собирать — если не щадить чувств, то можно сказать, что «Подёнка» из них же и состоит.

Подражание, как известно, лучшая форма похвалы, и наверняка даже великие учились у своих авторитетов, начиная с перенимания особо полюбившихся моментов и схем. Но, считаю, просто нечестно собрать в качестве книги сборную солянку изо всех приемов, которые когда-то у кого-то где-то удачно сыграли — и называть это новым шедевром. Максимум антология в художественном изложении, максимум поклон в сторону любимых мастеров — но никак не новое, самобытное, самостоятельное произведение искусства.

Зачем читать?

  1. Если вы не слишком искушены в детективном искусстве — вполне подходящий вариант занять вечер: в меру леденит кровь, увлекательно, по-английски.
  2. Если вы знаток жанра — чтобы с удовлетворением от собственного читательского опыта находить все новые и новые отсылки к известным произведениям и посоревноваться с другом, кто больше аллюзий насчитает.