На днях посмотрела «Касабланку». Если кто вдруг не знает, это фильм-легенда, получивший несколько Оскаров и считающийся одним из величайших фильмов в истории кинематографа.
Цитаты из него слышали все, вне зависимости от того, смотрели фильм или нет: «У нас всегда будет Париж», «Мне кажется, это начало прекрасной дружбы».
Понравилась ли мне «Касабланка»? Понравилась, тем более что там никто из главных героев не умер, а я-то думала, что умрет, это же военная драма. Но.
Сначала я не могла понять, почему этот фильм считается величайшим. Ну да, отличный актерский состав, добротный сюжет, но … да те же «Унесенные ветром» намного эпичнее!
Но дядюшка Гугл не подвел.
«Касабланка» - это фильм, который оказался в нужное время и в нужном месте. 1942 год, самый разгар войны. В Америку бегут измученные фашистской оккупацией европейцы. Касабланка - столица Марокко, неоккупированной территории Франции – перевалочный пункт для беженцев, где они могут получить документы, чтобы потом через нейтральную Португалию улететь в Новый свет.
Рик – владелец самого популярного и успешного бара в Касабланке. Он циничен и далек от политики, для нет авторитетов, он никого и ничего не боится и не принимает ничью сторону. А потом в его жизни появляется бывшая возлюбленная, муж которой – один из лидеров европейского Движения сопротивления, и им нужно бежать в Америку. И только Рик может помочь. И уже нельзя оставаться нейтральным, нужно делать выбор. Держаться в стороне или бороться с фашистами, удержать любимую или отпустить, поддаться ревности или найти в себе силы уважать достойного соперника. Рик делает свой выбор в свойственной ему манере, поставив все с ног на голову, и проворачивает рисковую многоходовочку, сохраняя фирменный покерфейс.
Две темы – вечная и злободневная, любовь и война, идут в этом фильме на равных. Здесь даже нет любовного треугольника, потому что все решает в итоге четвертый угол – война. Фильм сильный, воодушевляющий, без пафоса и громких лозунгов. Все просто – любовь, война, выбор.
И глаза Ингрид Бергман, искусно подсвеченные и сияющие, ее четкие дрожащие губы, ее хрупкость и сила. И слегка шепелявый Хамфри Богарт – вечный гангстер американского кино, скрывающий под маской циника благородство и самопожертвование. И открытое лицо Пола Хенрейда в роли чеха Виктора Ласло, для которого нет другой жизни, кроме жизни в борьбе за свободу Европы и своей Родины. И даже продажный жуликоватый Луи, который тоже в конце делает выбор.
Когда я увидела Ингрид Бергман, то поняла, что хочу посмотреть с ней что-то еще. И желательно такой фильм, где она постарше. Потому что юность – это уже половина успеха. И выбор мой пал на «Любите ли вы Брамса?» по мотивам романа Франсуазы Саган.
Фильм 1961 года, где Бергман уже 46 лет. Ее партнерами по фильму стали знаменитый Ив Монтан и тогда еще малоизвестный Энтони Перкинс. Всемирная слава придет к нему спустя год, после выхода «Психо» Альфреда Хичкока, где он сыграл милашку-маньяка Нормана Бейтса. Эта роль стала пиком его актерской карьеры и одновременно началом ее конца, потому что с тех пор в нем видели только Бейтса и предлагали соответствующие роли. И это очень печально. Потому что герой Перкинса – инфантильный и пылкий Филипп – пожалуй, самый яркий персонаж фильма «Любите ли вы Брамса?». В отличие от классической сдержанности Монтана и Бергман, его персонаж искрится эмоциями, которые передает буквально все тело актера - глаза, губы, мимика, дерганые движения нелепых длинных рук и ног, вся его угловатая, негармоничная, но вместе с тем удивительно притягательная фигура.
На его фоне постоянный мужчина Полы Роже (хоть это и Ив Монтан!) выглядит очень нехорошо со своими постоянными интрижками и нежеланием что-то менять в своей свободной жизни. И все же Пола с удивительным мазохизмом цепляется за этого престарелого бабника. Ну и получает в конце то, что получает.
Фильм об одиночестве, о самообмане, о выборе между не тем и не тем. О попытках изменить то, что изменить нельзя и о невозможности принять другое счастье.
И на фоне всего этого – потрясающая музыка - тот самый Брамс и Жорж Орик. Нигде не смогла найти точной информации, но, по-моему, главная тема фильма – это третья симфония Брамса в обработке Орика или скорее, произведение Орика с фрагментами Брамса. Не суть важно, но это потрясающе. Пока пишу, слушаю этот саундрек и восхищаюсь. В этой музыке – главная героиня, Пола. Здесь ее боль, одиночество, ее любовь, которая хочет быть слепой, но не может, потому что иначе это была бы уже не Пола, а одна из многочисленных Мейзи. Здесь и желание новой любви, желание укрыться в слепом обожании пылкого юного Филиппа и понимание, что это только кратковременное укрытие от ненастья. В ней тоска немолодой женщины, которая, несмотря на свою привлекательность и внимание мужчин, так и остается одинокой.
Ингрид Бергман прекрасна в этой роли. Без всякой пластики (хотя я не знаю, что там за косметологические процедуры были в 60-х) она в 46 лет выглядит так, что совсем не сложно поверить, что в нее может влюбиться мужчина на двадцать лет моложе. С прекрасной фигурой (хотя и чуть полнее, чем в молодости), безупречно элегантная, исполненная достоинства и грации. Потрясающая женщина! А ведь у нее к тому времени уже было четверо детей.
Словом, фильм «Любите ли вы Брамса» произвел на меня даже большее впечатление, чем легендарная «Касабланка».
Да, и еще.
В эпизодической роли моя любимая Мишель Мерсье. И как же непривычно ее видеть в образе безмозглой Мейзи! Но она и тут прекрасна.
Да что там, она всегда прекрасна, прости, Ингрид Бергман.
Еще про кино на моем канале: