Найти тему
MAD TOSBY

«Дау. Наташа»: почему скандальный фильм проекта всё же необходимо посмотреть

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Бродивший без экранов проект «Дау» не так давно стало возможным увидеть онлайн на специально созданном для этого официальном сайте — тот самый случай, когда интернет снова спасает большое произведение. О скандальном проекте и о фильме (одном из множества), с которого следует начать знакомство, рассказывает Антон Чеклуев

Ис­то­рия соз­да­ния «Дау» (2019) зву­чала от­го­лос­ка­ми по­тём­кин­ской де­рев­ни в Вос­точной Ук­ра­ине: ник­то не знал, что про­ис­хо­дит за сте­нами воз­во­димо­го в Харь­ко­ве на мес­те заб­ро­шен­но­го бас­сей­на Ин­сти­тута, внут­ри ко­торо­го нет ис­полня­емых ро­лей — лю­ди оби­тали под сво­ими нас­то­ящи­ми име­нами, жи­ли сво­бод­ной им­про­виза­ци­ей, хо­дили в ста­рой со­вет­ской фор­ме и те­ряли связь с ре­аль­ностью вмес­те с соз­да­теля­ми филь­ма. Ин­сти­тут по­сеща­ли са­ми Ро­ман Аб­ра­мович и Пётр Авен. Глав­ным ин­весто­ром про­ек­та счи­та­ет­ся ос­но­ватель Yota Сер­гей Адонь­ев, в про­ект ин­вести­рова­ны ук­ра­ин­ские, бри­тан­ские и не­мец­кие день­ги. В съ­ём­ках учас­тво­вал Мак­сим «Те­сак» Мар­цинке­вич, ко­торый к мо­мен­ту премь­еры по­лучил уже чет­вёртый срок за свою де­ятель­ность, а глав­ную роль со­вет­ско­го фи­зика Ль­ва Лан­дау ис­полнил Те­одор Ку­рен­тзис, вско­ре пос­ле пер­во­го по­каза по­кинув­ший прос­ла­вив­ший его Перм­ский те­атр опе­ры и ба­лета из-за кон­флик­та с бю­рок­ра­тичес­кой ма­шиной. Съ­ём­ки про­ек­та за­кон­чи­лись в 2011 го­ду, да­лее пос­ле­довал за­тяж­ной и нер­ви­ровав­ший всех ин­весто­ров пе­ри­од мон­та­жа, прод­ливший­ся поч­ти во­семь лет и за­родив­ший око­ло 700 ча­сов ко­неч­но­го ма­тери­ала.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Из­вес­тная всем па­риж­ская премь­ера в ян­ва­ре 2019 го­да обя­зала за­путан­но­го зри­теля бе­гать из те­ат­ра Шат­ле в Те­атр де ля Виль (под по­каз так­же бы­ла за­яв­ле­на пло­щад­ка Цен­тра Пом­пи­ду — прим. MT) под не­гатив­ное улю­люканье го­рожан — для них по­казы обер­ну­лись мак­си­маль­ны­ми не­удобс­тва­ми, цель ко­торых ор­га­низа­торы ни­как не мог­ли объ­яс­нить внят­но, так как са­ми за­пута­лись в на­вига­ции. Страх зри­теля уве­личи­вал­ся от вы­зыва­юще нес­кром­но­го мас­шта­ба про­ек­та, прев­ра­тив­ше­го боль­шую премь­еру в аван­тю­ру — соз­да­тели за­ранее пре­дуп­режда­ли об от­сутс­твии внят­но­го сю­жета, ос­но­ван­но­го на вос­по­мина­ни­ях Ко­ры Лан­дау-Дро­бан­це­вой. Мир «Дау» фраг­мента­рен и сот­кан из мно­жес­тва де­талей, и ори­ен­ти­ровать­ся в них не­об­хо­димо не ху­же, чем в уров­нях компь­ютер­ной иг­ры в жан­ре MMORPG.

Меж­ду­народ­ный шум «Дау», нес­мотря на вру­чение «Се­реб­ря­ного мед­ве­дя» за вы­да­ющи­еся ху­дожес­твен­ные дос­ти­жения в об­ласти ки­но­ис­кусс­тва Юр­ге­ну Юр­ге­су («За­бав­ные иг­ры», 1997) за од­ну из час­тей про­ек­та — «Дау. На­таша» (над филь­ма­ми ра­бота­ли и дру­гие опе­рато­ры, нап­ри­мер, со­рат­ник Три­ера Ма­ну­эль Аль­бер­то Кла­ро), ока­зал­ся не­дос­та­точ­но про­вока­ци­он­ным, хо­тя и выз­вал ре­зонанс в на­уч­ном и про­фес­си­ональ­ном со­об­щес­тве. Хо­тя, по ут­вер­жде­нию ре­жис­сё­ра Ильи Хржа­нов­ско­го, сам он не ру­ково­дил нап­ря­мую про­ис­хо­дящим в Ин­сти­туте, где час­то пь­ют и за­нима­ют­ся сек­сом, его, ско­рее все­го, прель­ща­ла роль Де­ми­ур­га, ко­торый вос­ста­новит культ ав­то­ра-кук­ло­вода над длин­ной оче­редью пе­ред ки­ноте­ат­ром и пес­тря­щей вы­вес­кой. Од­на­ко про­вока­ция ки­носен­са­ции по­ка стол­кну­лась с крот­ки­ми и пош­лы­ми дей­стви­ями Мин­куль­та, ко­торый от­ка­зал нес­коль­ким филь­мам «Дау» в про­кат­ном удос­то­вере­нии. На фо­не этих со­бытий нап­ра­шива­ющим­ся, хо­тя и не са­мым при­ветс­тву­ющим­ся вы­ходом ста­новит­ся пе­реход на он­лайн-фор­мат с удоб­ной на­вига­ци­ей — дру­гого спо­соба оце­нить пе­рег­ру­жен­ный про­ект пол­ностью в обоз­ри­мом бу­дущем нет, толь­ко ес­ли поз­во­лить зри­телю са­мос­то­ятель­но вы­бирать пос­ле­дова­тель­ность и спо­соб пог­ру­жения.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

В век при­ложе­ния Wunderlist 15 лет ра­боты, 700 ча­сов от­сня­того ма­тери­ала и от­сутс­твие внят­но­го сю­жета от­пу­гива­ют боль­ше, чем вер­то­лёты фи­лип­пин­ской ар­мии, ко­торые пе­ри­оди­чес­ки за­бира­ет для вой­ны у ре­жис­сё­ра дик­та­тор. Съ­ём­ки «Дау» так и не смог­ли дос­тичь ми­фоло­гичес­ко­го го­меров­ско­го раз­ма­ха «Апо­калип­си­са се­год­ня» (1979) со все­ми ки­нош­ны­ми ске­лета­ми в шка­фу, уто­па­ющей в джун­глях и схо­дящей с ума съ­ёмоч­ной груп­пой во гла­ве с ра­зорив­шимся Коп­по­лой. «Дау» на его фо­не выг­ля­дит в луч­шем слу­чае муль­ти­медий­ным арт-эк­спе­римен­том. Пси­ходе­личес­кое бе­зумие в кон­це 70-х ещё бы­ло в мо­де, а Коп­по­ла дей­стви­тель­но сде­лал ше­девр, но с мо­мен­та анон­са «Дау» в 2006 го­ду ори­ен­ти­ры об­щес­тва сме­нились: ис­сле­дова­ние де­ви­ан­тно­го по­веде­ния на при­мере шоу-под­гля­дыва­ний мень­ше ин­те­ресу­ет зри­теля, чем ог­ромный объ­ём трат на фильм в ус­ло­ви­ях осоз­нанно­го пот­ребле­ния, на­бира­юще­го по­пуляр­ность. Как го­ворил Воль­тер и про Рос­сию, «Дау» как ки­но ока­зал­ся та­ким же ко­лос­сом на гли­няных но­гах, ко­торо­го слиш­ком раз­ры­ва­ют про­тиво­речия, что­бы ух­ва­тить мас­со­вого зри­теля, а боль­шое ко­личес­тво филь­мов лишь пос­по­собс­тво­вало по­яв­ле­нию па­ники и тре­воги.

Од­на­ко, как раз­мышля­ет ге­рой Кай­да­нов­ско­го в «Стал­ке­ре» (1979), «сла­бость вы­ража­ет све­жесть бы­тия». Эта фра­за воз­вы­ша­ет «Дау» над ки­нема­тог­ра­фом. По­доб­но бе­зумию Лав­краф­та, ки­но­язык про­ек­та Хржа­нов­ско­го иг­но­риру­ет цель про­из­водс­тва ко­неч­но­го про­дук­та; это ощу­пыва­ние поч­вы всле­пую, по­иск вмес­те со зри­телем. По­чему-то хо­чет­ся до­бавить кап­лю пат­ри­отиз­ма — ко­неч­ный ре­зуль­тат выг­ля­дит бла­гом для Рос­сии, а не инс­тру­мен­том со­ис­ка­ния наг­рад. Мяг­кую суб­стан­цию под наз­ва­ни­ем «Дау» лег­ко пнуть, об­ви­нив в чрез­мерных ам­би­ци­ях, но са­ма ткань про­ек­та — слов­но плас­ти­лин, из ко­торо­го бу­дущие по­коле­ния бу­дут ва­ять но­вые стол­пы рос­сий­ско­го ки­но. Вмес­то че­хов­ско­го нас­ле­дия сквозь не­выно­симую боль вза­имо­от­но­шения пер­со­нажей пе­рера­баты­ва­ют штам­пы в уп­равля­емую сти­хию, рож­дая со­вер­шенно но­вую фор­му ди­ало­га со зри­телем на рус­ском язы­ке. Мо­жет быть, Хржа­нов­ский не ста­нет Мес­си­ей, но ре­жис­сё­ры бу­дуще­го до­бавят «Дау» в свои но­вые «спис­ки Та­ран­ти­но». В этом океане необходимо вычленять самые лучшие жемчужины и развивать их для отдельных проектов — есть что поискать. Те­чение вре­мени внут­ри Ин­сти­тута де­лит­ся на аг­ло­мера­ции, где оби­та­ют как низ­шие фор­мы, так и мас­тер­ски сня­тые скры­тые эпи­зоды, по­мещён­ные в один ко­лодец.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Зна­комс­тво с «Дау» сле­ду­ет на­чать с уже из­вес­тно­го бер­лин­ско­го «Дау. На­таша» (2020) — им­мерсив­ной пос­та­нов­ки из жиз­ни бу­фет­чиц НИИ Оль­ги (Оль­га Шка­бар­ня) и На­тальи (На­талия Бе­реж­ная). Учё­ные за­ходят в сто­ловую, час­то ус­тра­ива­ют праз­дни­ки, один из ко­торых за­кан­чи­ва­ет­ся пь­яным сек­сом На­таши и фран­цуз­ско­го фи­зика Лю­ка (Люк Би­же). Как итог, по­ворот­ной точ­кой судь­бы На­таши ста­новит­ся встре­ча с упы­рём из КГБ, внят­ным и крат­ким Вла­дими­ром Ажип­по (Вла­димир Ажип­по), ко­торый пы­та­ет из­вес­тным спо­собом На­ташу, про­буж­дая у той сток­голь­мский син­дром и скло­няя тем са­мым к сот­рудни­чес­тву. «Дау. На­таша» — луч­шая от­прав­ная точ­ка для изу­чения про­ек­та, так как под­чёрки­ва­ет ин­но­ваци­он­ные при­ёмы: в ис­крен­них пь­яных раз­го­ворах и спо­рах о люб­ви меж­ду бу­фет­чи­цами, сво­бод­ных нра­вах в по­веде­нии ге­ро­ини рас­хо­дят­ся вол­ны, ко­торые све­жим под­хо­дом ви­зу­али­зиру­ют те им­пуль­сы, ис­пы­ту­емые мно­гими рос­си­яна­ми с детс­тва, ещё в шко­ле — над­рыв мак­си­мализ­ма и юно­шес­кий фа­тализм. Пе­рес­каз сю­жета — это нез­на­читель­ная де­таль, важ­на сти­хия «Дау».

Сто­ит так­же ска­зать, что та­ких ко­лорит­ных сцен доп­ро­са в НКВД рос­сий­ские ре­жис­сё­ры ра­нее из­бе­гали, иг­но­рируя бла­годат­ную поч­ву ис­сле­дова­ния пси­холо­гии лу­бян­ских па­лачей, их ме­тоды ма­нипу­ляции и за­пуги­вания сво­их жертв. Фильм «Дау. На­таша» пе­решаг­нул че­рез нес­ме­лость прош­лых кар­тин о ста­лин­ской эпо­хе, про­ведя тон­кую грань меж­ду им­про­виза­ци­ей и пси­холо­гичес­ким тан­цем са­диз­ма в луч­ших тра­дици­ях Ми­ха­эля Ха­неке. Да, ве­личие ав­то­ра-де­ми­ур­га и мас­штаб Ин­сти­тута по­шат­ну­лись и прек­ло­нились пе­ред зри­телем-пот­ре­бите­лем, ко­торый во­лен вы­бирать, ка­кую часть ко­лос­саль­но­го тру­да смот­реть, не вста­вая с крес­ла и не вы­нимая пиц­цу изо рта. Ис­точник раз­ли­ли и да­ют чер­пать из не­го все­го за три дол­ла­ра. Но в этом и есть луч­шая фор­ма вза­имо­дей­ствия с пе­ремен­чи­вым об­щес­твом та­кого яв­ле­ния, ко­торое нель­зя од­нознач­но оце­нить «здесь и сей­час». Ос­та­ёт­ся толь­ко до­гады­вать­ся, как дол­го от­го­лос­ки «Дау» бу­дут зву­чать в ме­тафи­зичес­ком прос­транс­тве и ка­кие но­вые ше­дев­ры по­родит этот сме­лый эк­спе­римент.

С филь­ма­ми про­ек­та «Дау» мож­но оз­на­комить­ся на офи­ци­аль­ном сай­те