Найти в Дзене

«1917»: память о смерти и ода жизни

▪️ Военная драма «1917», основанная на реальной истории солдата британской армии, повествует о событиях Первой мировой войны, или, как ее называли в Российской империи, Великой войны. Вышедшая в прокат картина будет интересна любителям истории самых разных возрастов, а также тем, кто ценит творчество авторов, разговаривающих со своими зрителями о высоких христианских смыслах на языке кинематографических аллегорий.

▪️ Братья по оружию ▪️

▫️ Этот фильм, снятый британским режиссером Сэмом Мендесом, отличает от других военных драм оригинальная манера съемки длинным планом — сцена снимается будто бы в режиме онлайн и за счет этого воспринимается цельно. Кроме того, это не просто фильм о войне, это еще и философское размышление. При всей простоте истории поражает ее многоплановость, богатство натурных съемок и возможность погрузиться в эпоху начала прошлого века.

▫️ По сюжету два британских солдата, Блейк (Дин­ Чарльз Чэпмен) и Шофилд (Джордж Маккей), должны доставить приказ об отмене наступления в глубину вражеской территории, что убережет их соратников от гибельной ловушки. Трагизм происходящего усиливает то, что в этом «обреченном» подразделении служит родной брат одного из гонцов. На пути главных героев постоянно подстерегают различные опасности, но приказ есть приказ, и, рискуя жизнью, солдаты продолжают свой путь…

▫️ Кинолента немного перекликается с классическим военным фильмом «Спасти рядового Райана» (1998), в центре сюжета которого также история братьев и основной смысловой посыл  — о ценности человеческой жизни. В то же время насыщенность картинки и продуманность деталей выводит «1917» на совершенно другой уровень. Съемки проходили среди разнообразных декораций: окопы, нейтральная полоса, разоренная деревня, охваченный огнем город.

▫️ Смерть подстерегает гонцов на каждом шагу. «Горы трупов» — не фигура речи, а ежедневная реальность, в которой выполняют свой долг солдаты. Идея верности приказу и служения братству, столь близкая православному мировоззрению, — главный лейтмотив кинокартины. И это отрадно, не так часто сегодня встречаются ленты, способные современными кинематографическими приемами (по стилистике фильм напоминает компьютерную игру­«бродилку») приобщать свою аудиторию к такого рода идеалам.

▫️ Фильм построен на игре контрастов — переходы между динамичными сценами военных сражений и короткими мирными этюдами позволяют зрителю хоть немного перевести дух и задуматься над вопросами, которые неизбежно возникают у всех, кто сталкивается с разрушительной силой войны: «Зачем все это?», «Какой в этом смысл?». Впечатляет сцена в вишневом саду: отступившие немецкие солдаты в какой-­то бессмысленной злобе срубили все деревья, но вишни еще не успели засохнуть. Когда два товарища проходят через это мертвое, но еще цветущее великолепие, один из них узнает сорта, за которыми вместе с матерью ухаживал в мирное время. А было ли оно — это мирное время? А будет ли оно вновь?

▪️ Пища для жизни ▪️

-2

▫️ Еще одна знаковая сцена фильма — когда солдат помогает девушке-­француженке, пытающейся спасти чужого младенца. Находясь на пределе своих сил, измученный голодом, он отдает им весь свой провиант и молоко, которое ранее успел добыть в деревне. Солдат не задумывается о том, каковы шансы у этой девушки и ребенка выжить в городе, который кишит мародерами, не беспокоится о том, что без пищи у него может не хватить сил на выполнение задания. Желание отдать последнее тем, кто не может за себя постоять, — высшая степень жертвенности. Мысль о помощи ближнему, даже если это враг, даже если за это придется заплатить своей жизнью — сквозная тема в сюжете фильма. И это позволяет назвать его христианским по содержанию — ведь все христианское учение базируется на таком, казалось бы, простом понятии, как любовь к ближнему, а через это уже — на нравственном приближении к образу Христа. Ибо, как было сказано: кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк. 3, 35).

▫️ Главный герой не представлен как ницшеанский сверхчеловек. Его, как любого обычного человека, временами одолевает нерешительность, но он способен и на настоящий подвиг. Моменты, когда герой преодолевает свои слабости, выходит за предел своих возможностей, становятся главными и увлекают за собой зрителя.

▫️ Этот фильм ценен еще и тем, что возвращает нас в реальность. Современный человек часто живет в виртуальной реальности, транслируя окружающим не реального себя, а некий созданный им образ. «1917» показывает разницу между «быть» и «казаться»: мы видим, что дела любви — это дела предельно конкретные, осязаемые. Тот, у кого больше ресурсов, призван к тому, чтобы делиться ими с другими. Даже если это последний кусок хлеба. Это и есть великодушие — чувство, практически утраченное в современном гедонистическом мире.

▪️ Возвращение к Отцу ▪️

▫️ В фильме звучит трогательная песня на английском языке: «Я лишь иду за реку Иордан; я иду туда, чтобы увидеть своего отца». Упоминание в фильме реки, в водах которой Спаситель принял крещение, не выглядит случайным. В символическом плане возвращение к отцу — это также возвращение заблудшей души к Отцу Небесному. И далее, в продолжение, можно услышать слова: «Я лишь иду за реку Иордан; я иду туда, чтобы больше не скитаться».

▫️ Повествование фильма построено таким образом, чтобы подготовить зрителя к этому моменту «перехода за Иордан». Все трудности были не случайны, они стали огнем, в котором очистилась душа солдата. Жертвенность же, проявленная по отношению к другим участникам драмы, наполнила его действия высшим смыслом.

▪️ Послание из прошлого ▪️

-3

▫️ Наш современник, режиссер фильма Сэм Мендес рассказал нам историю, которую услышал от своего деда Альфреда Х. Мендеса, который участвовал в Первой мировой войне. Художник словно отправляет нам сообщение из прошлого. Это и предостережение человечества от повторения трагедии войны, и практическое наставление молодежи, смысл которого состоит в том, что молодому поколению необходимо помнить: в любой ситуации, даже когда смерть накрывает шлейфом разрывающихся снарядов, важно сохранить в себе человека. Именно того человека, который, как мы знаем, был создан по образу и подобию Бога.

▫️ Кинолента «1917» — это и памятование о смерти, и пронзительное напоминание о жизни, ее ценности. Фильм резко выбивается из контекста современной популярной культуры. В этой картине вовсе нет «глянца», зыбкой дымки роскоши, но есть жесткая правда окопной войны, в которой солдаты, несмотря на суровый быт, каждый день празднуют свое возвращение к жизни.

🗞️ Газета «Православная вера» № 07 (651)

✒️ Святослав Богданов