13 мая 1995 года в Москве состоялся первый MAXIDROM. Журнал «Артист» покопался в архивах, поговорил с участниками фестиваля и выяснил, как началась история самого известного в России рок-марафона, который прошел с сидячим танцевальным партером и без заявленных хэдлайнеров.
В далеком 1994 году, когда деревья были большие, а в современной России все хотели не только хлеба, но и масштабных зрелищ, продюсеры компании RiseMusic решили создать в Москве «русский Вудсток». Для столицы любое мероприятие стадионного масштаба было обречено на успех, потому что со времен распада СССР ничего подобного не проводилось, да и само время нуждалось в глотке свежего воздуха.
Идея быстро нашла поддержку у радио MAXIMUM, программным директором которого был Михаил Козырев. Он стал и автором названия фестиваля. Вот что Михаил пишет в своей книге «Мой рок-н-ролл»:
Название пришло в голову на взлете самолета аэропорта «Шереметьево-2». Я искал для серии концертов производное от слова «Максимум» с ощущением пространства и масштаба.
И это название как нельзя лучше подчеркивало грандиозность задуманного «живого» фестиваля рок-музыки. А серии концертов стали своеобразным промо марафона, в рамках которых в московских клубах выступили российские рок-группы.
В отличии от МАКСИДРОМА последних лет лайн-ап дебютного фестиваля состоял только из российских рок-музыкантов. В афише были анонсированы: Ва-БанкЪ, Наутилус Помпилиус, СерьГа, Чиж & Co, Апрельский марш, Чайф, Моральный кодекс, Браво, Гарик Сукачёв и Неприкасаемые, Агата Кристи, Странные игры, 2ва Самолёта, Мегаполис, Ногу свело!, Crossroads. Хедлайнерами заявлены Браво, Наутилус Помпилиус и Агата Кристи. Они же участвовали и в рекламной кампании к фестивалю
В качестве постоянной площадки для проведения фестиваля был выбран спорткомплекс «Олимпийский». Он идеально подходил для мероприятия. Но тут организаторы столкнулись с первыми трудностями. Музыкальные события для спорткомплекса тогда еще были вновинку. Сейчас абсолютно логично и понятно для всех, что на фестивалях партер должен быть без кресел. Но в 90-е всяческие предложения по трансформации зрительного зала встречались с большим скепсисом. Тем более, что накануне площадка прошла через печальный опыт.
За год до МАКСИДРОМА «Олимпийский» организовывал концерт популярной певицы Сабрины. Как и полагается, партер освободили от кресел и руководство спорткомплекса сделало все, для удобства зрителей. Но не предвидели одного, что горячие советские мужики, не сдержав бурю нахлынувших эмоций и возбужденные от увиденного зрелища, хлынут с трибун в партер и переломают по пути других более сдержанных гостей. Поэтому, чтобы подобного больше не повторилось, было принято решение все пляски в партере прекратить и рассадить всех строго по рядам в кресла. Даже рок-концерты предполагалось слушать именно в таком положении, а за неповиновение ждала строгая кара от охранников. Правда, спрашивается, где они были на Сабрине?
Но сидячий танцевальный партер стал меньшим из зол. Беда пришла откуда не ждали: из программы начали отваливаться музыканты. За две недели до фестиваля в группе «Браво» произошли кардинальные изменения в составе - коллектив покинул Валерий Сюткин, оставив музыкантов без вокалиста. Эта история подробно передана в биографии «Браво» Алексея Певчева:
Хавтан попросил Сюткина самому объявить музыкантам группы о своем уходе. На каком-то банкете Валерий встал и поведал о своем решении, на что неизменно прямолинейный в текстовых пассажах Кузин отреагировал фразой, звучавшей с определенной корректировкой как: «Уходишь, ну и хрен с тобой!»
Участие «Браво» до последнего момента было под вопросом, в итоге Евгений Хавтан дебютировал перед широкой аудиторией как вокалист на фестивале Maxidrom, исполнив уже известный по альбому «Замок из песка».
Евгений Хавтан:
«Так как отказываться выступать было уже поздно, и подводить организаторов и поклонников купивших билеты мне не хотелось, я решил, что мы выступим, но с одной песней. Не имея вокального опыта и вообще опыта подобных выступлений, я понимал, что этот эксперимент может быть очень опасным. Я выпил полтинник «коньяка» для смелости, и мы вышли. К моему удивлению нас приняли очень хорошо - все песни с только что вышедшего нового альбомы были уже на слуху»
Михаил Козырев
«Это был великолепный период! Женя родил очередную звезду в виде Валеры Сюткина и все песни «Браво« являлись несомненными хитами. Эти песни крутили все. Вот только за две недели до фестиваля Валера объявил о своем уходе. Что делать в этот момент группе, которая является одним из хедлайнеров Maxidromа. И тогда Володя Месхи предложил сделать звуковой мост между Москвой и Лос-Анджелесом, где жила Жанна.
Как известно, самый сложный день – непосредственно день фестиваля. Саундчеки расписаны по минутам и на каждый отведен максимум час. Большую часть из этого времени мы связывались с LA и, наконец, над всем "Олимпийским" разнеслось: "Да! Слушаю вас! Да! Это Жанна! Что мне нужно делать?" В общей сложности мы пытались совместить звуковую дорожку часа три, сломав весь график подготовки. Но с дилеем мы так и не справились. Надо отдать должное Жене, он пытался даже играть песню "с оттягом", медленнее, но это было невозможно! Мы признали свое поражение в борьбе с технологиями, но именно этот день стал дебютом вокалиста Евгения Хавтана, исполнившего песню "Замок из песка". Чему я, кстати, очень рад, потому что именно тогда было положено начало полноценной вокальной истории этого человека. Я знаю немало людей, открывавших миру новых звезд, но первым на этом поприще был Хавтан. Кого бы он ни брал вокалистом, все эти люди получали блестящую карьеру. Уж не знаю, насколько они ему благодарны, но, как мне кажется, без группы "Браво" их карьера подобным образом бы не задалась»
Следующим ударом поддых стал отказ «Наутилуса Помпилиуса» принимать участие в фестивале. Заявленного хэдлайнера зрители так и не увидели. Камнем преткновения стала банальная конкуренция радиостанций. Как писали «Аргументы и Факты», радиостанция «Европа Плюс» за день до концерта поставила перед Бутусовым ультиматум: если он выступает на МАКСИДРОМЕ, то теряет спонсорство радиостанции, с которой у НАУ подписан контракт на продвижение нового альбома. Выбор Вячеслава Геннадьевича очевиден.
Открыла фестиваль группа «Ва-Банкъ», которая исполнила песни «Я живой!», «Кислое вино» и «Чёрное знамя». Во время выступления группы «Моральный кодекс» к музыкантам присоединился легендарный саксофонист Игорь Бутман. Плеяду молодых рок-н-ролльщиков представляла уже популярная на тот момент группа «Ногу Свело!». Максим Покровский так говорит о фестивале:
Для меня фестиваль Maxidrom тесно связан с именем одного из его зачинщиков - Михаилом Козыревым. Первые Maxidrom'ы можно было охарактеризовать такими словами, как открытость, демократичность, готовность к эксперименту. Для примера скажем, кто бы мог подумать, что дуэт «Ногу Свело!» с Натальей Ветлицкой и исполненная в концертной версии в таком составе песня «Реки» будут возможны именно на фестивале Maxidrom. Это случилось уже на втором или третьем Maxidrom'е. И стало, опять же, возможным благодаря нашему тесному творческому контакту с М. Козыревым. О том, что произошло с фестивалем дальше, я готов поговорить чуть позже. Не в день его 25-летия, а в какой-нибудь другой обычный будний день. Но ничего светлого и позитивного от меня в этом смысле больше не ждите.
Группа «Агата Кристи» впервые стала хэдлайнером фестиваля, и, по факту, была единственной из заглавных коллективов, отыгравшая полноценный сет в полном составе.
Несмотря на все сложности и особенности фестиваля, дебют превзошел самые смелые ожидания организаторов. Народ, изголодавшийся по мероприятиям такого масштаба, даже с сидячими партером забили Олимпийский. Первый фестиваль увидели вживую 20 тысяч зрителей. Он получил массу восторженных откликов и со стороны музыкантов. Олег Нестеров, лидер группы "Мегаполис" и глава рекорд-лейбла "Снегири" говорил о фестивале:
Я ходил за кулисами и говорил всем, что все это сродни выстрелу одиозного крейсера. MAXIDROM шарахнул так, что началось очень многое. Было впечатление, что от тебя скрывают твою публику и вот, наконец, ты с ней встретился и вдохнул 20 гигантских глотков кислорода, которых тебе должно хватить на несколько лет вперед...
После фестиваль получил премию «Овация» как «лучшее музыкальное событие 1995 года». Так один из самых известных фестивалей начал свою историю.
Как это было, смотрите в полной видеоверсии фестиваля:
Алена Костырева