«Посмотрите этого кандидата на должность продавца. Он опыта работы не имеет, но кого угодно заговорить может. Такой болтун!» - такие запросы приходят к специалистам по профотбору. Итак, поговорим о представителях «говорящих» профессий.
Для тех, чья работа состоит в том, чтобы разъяснить, предупредить, выяснить, уговорить, проявляя терпение к нюансам состояния и настроения собеседников, именно умение продуктивно общаться – основа профессии. Ведь, одно дело - выучить нормативные документы или прейскурант. И совсем другое – так сделать своё дело, чтобы у обратившегося к вам человека осталось приятное впечатление о вашей встрече. Даже в том случае, если пришлось ему в чём-то отказать.
Так что же такое общительность с точки зрения профессионального качества? Будет ли просто болтун эффективным в «говорящей» профессии? Нет. Почему? Давайте разбираться.
Во-первых, в работе, предусматривающей постоянные деловые контакты, важна целенаправленность. Час вместе с посетителем хохотать над анекдотами – не подвиг, если дело с места не стронулось. Хороший коммуникатор должен изначально понимать цель встречи и к ней стремиться. Если знания ученикам не переданы, жалоба с заявителем не разобрана, договор не заключён – начальство будет искать замену такому работнику.
Во-вторых, общительность – это умение не только говорить, но и быть внимательным к собеседнику. Хороший коммуникатор не только слушает содержание ответов. Он обращает внимание на смену интонации вместе с темами беседы, на нюансы мимики в ответ на свои предложения, отмечает разницу подчерка заполненного бланка. Осмыслив всё это, он более уверенно достигнет своей цели.
В-третьих, важной составной частью продуктивного общения является личное доверие. Для этого нужно быть и достаточно убедительным (не только знающим, но и способным довести дело до конца), и в меру сопереживающим (уважающим чувства посетителя, но не тонущим вместе с ним в слезах или гневе).
В-четвёртых, одним из важнейших качеств хорошего коммуникатора является устойчивость к конфликтам. Он всегда помнит, что обратившиеся люди могут быть раздражены, растеряны, некомпетентны в технических нюансах возникшей проблемы. Могут быть склочными по характеру. Могут из-за сложившейся у них ситуации запамятовать принять обязательные лекарства. Могут даже умышленно провоцировать работника на конфликт, чтобы после потребовать компенсации. И всё это необходимо учесть и преодолеть ради намеченного результата.
Что бы я посоветовал болтуну, претендующему на должность продавца (диспетчера, педагога, медика, кондуктора, приёмщика заказов и т.д.)? Можно, ничего не меняя, уповать на счастливый случай или чьё-либо покровительство. Можно развивать необходимые качества. Или же присмотреться к профессиям, где общение не так и важно.
Выбор всегда есть.
Если вам понравилась статья – нажмите «ВО!».
Если есть вопросы по общению, отстаиванию, сплочению – задавайте их. Со временем они станут темами новых статей.
Если же Вас интересует тема семейного, дружеского, корпоративного общения и творческого развития – подписывайтесь на мой канал.
До новой встречи!