Когда началась Великая отечественная война, мои родители были подростками..
Папа, 1927 года рождения, жил в военном городке в Новоград-Волынске по месту службы своего отца. А мама - на два года младше, в Москве с бабушкиной сестрой, потому что бабушка с мужем и маленьким сыном находились на Дальнем Востоке, где тогда служил второй мой дед-полярник.
О том, что война началась, отец узнал гораздо раньше многих. Где может спать 14-летний мальчишка, сын командира!? Конечно,. рядом с телефонным аппаратом.
22-го июня 1941-го года три часа утра. Зуммер телефона. В трубке голос комкора Рокоссовского :"Юра, отец дома? Зови к аппарату!" -" Николай Васильевич, война! Поднимай дивизию!" Почти через 12 часов дивизия в составе 9-го мехкорпуса должна была выступить в сторону границы. В штабной машине комдив обнаружил и сына. " А ты куда собрался ? - С тобой , фашистов бить! - Нет, сын! Рано тебе ещё! Ты отвечаешь за мать и сестру. Время придёт, вызову. На твой век хватит! "Крепко обнял сына и подтолкнул в сторону грузовиков, с семьями офицеров,готовых к эвакуации. Это оъятие отца Юрий запомнил на всю жизнь.
Почти через 12 часов дивизия в составе 9-го мехкорпуса должна была выступить в сторону границы. В штабной машине комдив обнаружил и сына. " А ты куда собрался ? - С тобой , фашистов бить! - Нет, сын! Рано тебе ещё! Ты отвечаешь за мать и сестру. Время придёт, вызову. На твой век хватит! "Крепко обнял сына и подтолкнул в сторону грузовиков, с семьями офицеров,готовых к эвакуации. Это оъятие отца Юрий запомнил на всю жизнь.
В эвакуацию семья добиралась уже под бомбёжками. На Днепре осколком срезало канат на барже, шедшей за газоходом с эвакуированными. Несколько мальчишек как раз находились на этой самой барже. Волею случая, старшая сестра отца, выйдя на палубу, увидела, как баржу относит от судна, и подняла тревогу. Ребят спасли.
Наконец, добрались до Канева. Там пришлось ждать машин, чтобы добраться до ж/д вокзала. Время тянулось долго. Мамы с маленькими детьми сидели под навесом у речных пакгаузов, мальчишки постарше играли рядом, поглядывая в небо. За месяц они уже узнали, как немцы расстреливают колонны беженцев и машины с красным крестом.
Здесь, у Канева, отец принял свой первый бой. Остатки какой-то воинской части держали оборону у моста через Днепр. После первых атак немцев призванные по демобилизации местные побросали окопы и "драпанули".Бойцов осталось мало, а мост до подхода наших надо было удержать любой ценой. Наверное, от отчаяния тот самый старший лейтенант обратился к ребятам - кто из них умеет стрелять!? Мальчишки умели, сыновья офицеров, рождённые в полку, в буквальном смысле.
Так, в окопе, помогая пулемётчику, отец впервые увидел близко немцев. Вскоре подошли свежие силы. Ребят отправили обратно и вовремя, потому что пришли машины за эвакуированными.
А потом была Зуевка. Только в августе 1941-го семья узнала,что дед жив,воюет, награждён, получил новое звание.
Именно в Зуевке мои папа и мама познакомились.
Подружились, перезнакомились семьями. Вместе переносили тяготы жизни в тылу. Отец стал комсомольцем. Удалось сохранить его комсомольский билет, только чернила все выцвели со временем. Мама выступала от школы с концертами в госпитале, писала письма за тех раненых, которые не могли это сделать сами. Собирали посылки бойцам на фронт, кисеты шили,платочки"подрубали"(Может, и не очень эти платочки на фронте нужны были, но от них веяло мирной жизнью.), книжки собирали.
Последнее предвоенное фото мамы с младшим братом и бабушкой. А дальше была война...
В 43-ем , после 8-го класса отец добровольцем ушёл на фронт. Мама его провожала.
О том,как родилось стихотворение, строчками из которого озаглавлена статья, ещё напишу.
Спасибо всем, кому пришёлся по душе наш канал.Буду рада вашей поддержке. До новых встреч!