«Пропусков нет у каждого второго». Как работает система «Карантин»
Что не так с новым приложением для ГИБДД, на которое потратили 27 млн рублей, и почему рейд по проверке цифровых пропусков закончился замерами тонировки
Новое программное обеспечение для быстрой проверки пропусков у водителей при помощи дорожных камер появилось у ГИБДД. Приложение «Карантин» загружают в планшеты инспекторов, оно умеет подключаться к любой из камер фотофиксации, вычисляет автомобиль без пропуска и сообщает полицейским все данные о приближающемся нарушителе. Что происходит с автомобилистами дальше и ждут ли их штрафы, выяснил корреспондент Autonews.ru во время совместного дежурства с инспекторами ГИБДД и Московской административной дорожной инспекции (МАДИ).
Зачем нужен «Карантин»
Новое приложение создали, чтобы сэкономить время на проверку пропусков как самим водителям, так и сотрудникам ГИБДД, объяснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. То есть инспекторам не придется останавливать для проверки каждый автомобиль, не зная, нарушитель за рулем или нет. Из-за этого потокового метода на дорогах и въездах в столицу регулярно стали собираться «бордовые» пробки. Это, в свою очередь, вызвало недовольство автомобилистов, которым даже в режиме самоизоляции приходится ездить на работу.
ПО ТЕМЕ:
КАРАНТИН 09:10
Инспекторы ГИБДД оформили первые штрафы при помощи системы «Карантин»
Теперь, подключившись к дорожной камере, инспектор может точно определить, у каких машин пропусков нет и кого, соответственно, следует остановить. Приложение позволяет подключиться к любой дорожной камере в столице, но оптимальное расстояние для этого — 500–600 метров. То есть нарушитель должен появиться в поле зрения инспектора через одну минуту.
Руководитель дирекции фотовидеофиксации Евгений Леглер заверил, что сотрудники ГИБДД и МАДИ не будут штрафовать нарушителей, а ограничатся только предупреждениями и разъяснениями. Водителям напомнят, что езда без цифрового пропуска грозит штрафом с камер в размере 5000 рублей. По словам представителя ЦОДД, главная цель системы — предотвратить въезд автомобилистов без пропуска в Москву.
«Это не сбор денег с водителей, а разъяснительная работа. Многие давно не выезжали на улицы Москвы, кто-то едет из других регионов и вообще не был знаком с этой историей, — объяснил Леглер. — Лучше, если такого водителя остановят на въезде, все ему разъяснят без штрафа, чем потом водитель получит постановления с камер. Никто их нервировать и штрафовать не будет. Пропуск можно быстро оформить прямо на месте на сайте mos.ru. В системе данные появятся в течение пары минут. Задержки могут быть только в случае, если идет загрузка большого массива данных о пропусках».
В свою очередь стоявший рядом заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Алексей Диокин заверил, что теперь въезжать водителям в город станет проще, и пообещал, что останавливать будут только те машины, на которые нет пропусков. «Сотрудники ГИБДД будут предупреждать водителей о том, что при следовании в Москву возможно привлечение к ответственности», — уточнил он.
На создание приложения, подключение его к системе городского видеонаблюдения, настройку нейронных сетей, а также частично на закупку планшетов власти потратили 27 млн рублей. Представитель столичной ГИБДД рассказал, что ежедневно на дорогах Москвы дежурят 1,3 тыс. инспекторов. Из них 300 — на въездах в город. По задумке, теперь выявлять водителей без пропусков им станет очень просто. Так, только утром 12 мая при въезде на Варшавское шоссе из области сотрудники ЦОДД, пока демонстрировали новое оснащение, выявляли минимум по нарушителю в минуту.
На вопрос о том, сколько штрафов в день могут получать нарушители с камер, в ЦОДД не ответили, адресовав вопросы в МАДИ. Однако в Московской дорожной административной инспекции соответствующий запрос Autonews.ru оставили без ответа с момента запуска системы штрафов 22 апреля.
Вместо обещанных предупреждений — штрафы
После презентации приложения началась работа. Инспекторы останавливали машины редко — тех, кто въезжает в Москву без пропусков, согласно приложению, оказалось действительно мало. Рядом скучали полицейские и сотрудники ОМОНа с автоматами — объяснили, что так работает усиление.
После проверки нескольких машин оказалось, что водители автомобилей, которые система «Карантин» определяет как неоформленные, все как один предъявляли действующие пропуска.
«Работает это приложение не всегда точно — то, что оно показывает отсутствие пропуска, еще ничего не значит, — пожаловался один из инспекторов с планшетом в руках. — Вот, пропуска нет, а QR-код у него бьется, все в порядке».
В ходе проверок инспекторы выявляли и другие нарушения. Например, тонировку передних стекол. С введением режима самоизоляции и пропусков это стало делать гораздо проще.
Сотрудники МАДИ все это время раздавали предупреждающие листовки. Но водители после проверок с испугом и раздражением стартовали настолько резко, что «мадишники» едва успевали вытаскивать руки из окон.
«Идем, пока не задавили, — предложил один из инспекторов, обращаясь к представителю МАДИ. — Будешь мне помогать: я — останавливаю, а ты — проверяешь». На предложение молодой человек испуганно заявил, что может только раздавать памятки.
Почти сразу после окончания презентации инспекторы остановили белую Kia Cerato с московскими номерами. За рулем ехал мужчина средних лет в розовой одноразовой маске. Пока инспекторы ушли проверять документы, он охотно пообщался с журналистами. Водитель рассказал, что у него свой ресторан в Москве, пожаловался на тяжелые времена и на потери в бизнесе.
«Я не нарушитель, все законы соблюдаю. Пропуск у меня был, не помню, правда, когда его оформлял, давно не ездил», — признался автомобилист. Потом вздохнул и стал ждать результатов проверки.
После того как документы пробыли в машине у инспектора более получаса, мы решили узнать, в чем дело. Оказалось, что инспектор ГИБДД составляет протокол, а вовсе не предупреждение, как обещали представители городских властей.
«Ст. 3.18 КоАП Москвы (нарушение режима самоизоляции, для водителей штраф 5000 рублей. — Прим. ред.), — буркнул инспектор и закрыл окно автомобиля». Спустя примерно час расстроенный водитель подтвердил, что получил штраф и показал протокол.
Вопрос о странном штрафе был адресован представителю ЦОДД Евгению Леглеру. Именно он обещал, что штрафов не будет. «Мы договаривались с ГИБДД, что будут только предупреждения, — удивился Леглер. — Я не знаю, почему они оформили штрафы, это лучше выяснять у них».
В ЦОДД посоветовали обратиться в пресс-службу столичной ГИБДД. Однако там заявили, что ничего нового к позиции представителя ведомства Алексея Диокина добавить не могут.
Вскоре инспекторы полностью переключились на проверку тонировки. Для многих водителей это стало неожиданностью — они охотно предъявляли пропуска и уверяли, что никаких нарушений не допускают. Но когда в руках у инспекторов появлялись измерительные приборы, сразу мрачнели. Практически каждый нарушитель, получив штраф в 500 рублей, консультировался у инспекторов, что же ему грозит дальше.
«1000 рублей или 15 суток административного ареста за неисполнение законных требований сотрудника полиции», — раз за разом объясняли сотрудники ГИБДД.
Инспекторы критикуют приложение
После презентации приложения «Карантин» корреспондент Autonews.ru сам попал под проверку на паре постов.
«Нарушителей этих без пропусков — каждый второй, всех не переловишь и со всеми не переговоришь. Вообще не понимаем, зачем все это надо, если штрафуют камеры, так пусть и штрафуют, — возмутились они. — Само приложение работает некорректно — показывает, что пропуска нет, мы бежим, останавливаем, и оказывается, что все есть».
Autonews направил запрос в департамент транспорта Москвы о корректности работы новой системы.