Найти тему
Катя Кузнецова

Феномен буллинга

В школьные годы буллинг является одной из наиболее распространенных форм проявления насилия среди сверстников. Исследования, затрагивающие данную тему, начались еще в 1905 году. Тогда наибольший вклад в решение данной проблемы внесли такие исследователи, как Дан Ольвеус, Эрлинг Георг Руланн, Анатоль Пикас. В последнее время большую популярность приобрели работы Кристины Салмивалли, посвящённые разработке системы профилактики буллинга в образовании. Благодаря всем этим людям это явление стало видимым и надолго определило тренд мировой психологии. Его актуальность остается очень высокой и по сей день в силу существования тяжелых последствий психического и физического давления у всех участников процесса. В России темой исследования травли занимались в разное время И.С. Кон, С.Н. Ениколопов, В.С. Собкин, С. В. Кривцова, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов. 

Кадр из сериала "13 причин почему"
Кадр из сериала "13 причин почему"

Теоретическое понимание и обоснование буллинга 

На данный момент феномен буллинга определяется как агрессивные, преднамеренные действия, осуществляемые группой или отдельным лицом неоднократно и в течение долгого времени против жертвы, которая не может легко защитить себя или другого человека. 

Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50% детей. По данным западных исследователей, в течение одного учебного семестра хотя бы раз один из четверых детей в начальной школе и один из десяти в средней подвергаются издевательствам со стороны сверстников. 

Причиной непринятия человека могут стать месть, зависть, личная неприязнь, борьба за власть в коллективе, нейтрализация соперника. Чаще всего эти обоснования для дальнейшей травли являются необоснованными, недостаточными. В таких случаях жертва ищет проблему в себе, но на самом деле ее не существует. 

Некоторые специалисты выделяют 2 основных группы проявлений буллинга: 

1) Проявления, связанные непосредственно с унижениями, оскорблениями 

2) Проявления, связанные с игнорированием, тотальной изоляцией 

Социальная структура буллинга включает в себя как правило 3 элемента: 

1) Булли (преследователь) 

2) Жертва 

3) Наблюдатель (пассивный участник) 

Вот как определяет типичные черты учащихся булли норвежский психолог Дан Ольвеус: 

1) они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, чтобы добиваться таким образом своих целей; 

2) они импульсивны и легко приходят в ярость; 

3) они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; 

4) они не испытывают сочувствия к своим жертвам; 

5) если это мальчики, они могут быть физически сильнее своих ровесников. 

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты: 

1) они пугливы, замкнуты и застенчивы; 

2) они не уверены в себе, склонны к нервным срывам; 

3) они склонны к депрессии и чаще своих сверстников думают о самоубийстве; 

4) они часто не имеют близких друзей и им проще общаться с взрослыми, нежели со сверстниками; 

5) если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. 

В большинстве исследований было установлено, что мальчики чаще вовлечены в физические формы виктимизации, в то время как издевательства среди девочек чаще носят либо реляционный, либо вербальный характер.

Эффективные меры вмешательства 

Несомненно, спрогнозировать развитие буллинга в той или иной школе нельзя. Но можно эффективно предотвратить появление непонимания между учениками с помощью различных профилактических программ. 

Общешкольные программы зачастую являются сложными, состоящими из множества компонентов, нацеленных на различные уровни воздействия (отдельные учащиеся, родители, классы, целые школы) и включающими разнообразные методы. Различные компоненты обычно оцениваются в сочетании, а не по отдельности. Следовательно, вклад каждого отдельного элемента в общее воздействие той или иной конкретной программы неизвестен. Вполне возможно, что программа достигнет наилучших результатов, когда все компоненты будут использоваться вместе, но также можно предположить, что некоторые из них будут отвечать за хорошие результаты, в то время как другие внесут незначительный вклад или вообще ничего не дадут. С точки зрения общественного здравоохранения необходимо оценивать мероприятия по их экономической эффективности. 

Распространёнными методами работы по понижению риска возникновения буллинга являются внеклассные мероприятия, нацеленные на сплочение коллектива, отдельные беседы с родителями, внимательная работа учителя с детьми, введение дисциплинарных взысканий с наиболее агрессивных детей, развитие у детей активной гражданской позиции. Как показывает практика, данные программы позволяют на 20-23 % уменьшить количество запугиваний в школе. 

Таким образом, общешкольные программы по предотвращению издевательств часто оказываются успешными. Однако их воздействие различно; некоторые программы демонстрируют последовательные позитивные результаты, в то время как другие имеют мало или вообще не имеют доказательств эффективности. Что объясняет дивергентные эффекты? Программы должны быть интенсивными и долгосрочными, и они должны осуществляться с предельной точностью.

Кадр из сериала "13 причин почему"
Кадр из сериала "13 причин почему"

Все эти данные говорят о том, что буллинг может изменяться и в то же время являться некоторой довольно стабильной характеристикой, присущей человеческому обществу. Судя по всему, он является продолжением и отражением авторитарных способов управления и притеснения в сообществе в целом. Притом, что люди добились достаточных успехов в изучении буллинга и его последствий и был найден ряд технологий, позволяющих эффективно снижать ситуации травли, тем не менее изучение этого феномена необходимо продолжать.